Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

ГМЗ "Царское Село" / Возвращение во дворец

2 апреля в Александровском дворце состоялась передача уникального экспоната – кукольного театра, когда-то принадлежавшего наследнику последнего российского императора Николая II цесаревичу Алексею, из Театра кукол имени С.В. Образцова в музей-заповедник "Царское Село".

История появления театра в Александровском дворце еще не совсем ясна, но то, что в него играл наследник престола Алексей, бесспорно. Ираида Ботт, заместитель директора по научной работе музея-заповедника "Царское Село", предполагает, что кукольный французский театр "Гиньоль" ("Guignol") был подарен Алексею на его десятилетие. Он состоял из 7 перчаточных кукол: Капрала, Невесты, Мадлон, Служанки, Офицера, Полишинеля и Арлекина. Причем две куклы (Служанка и Арлекин) из семи имеют деревянные головы, а остальные выполнены из папье-маше. Деревянные головы было принято делать для традиционного французского театра: когда разыгрывались представления, кукол нещадно и чем попало били по головам.

Любопытно, что некоторые куклы имеют портретное сходство с членами семьи последнего императора. Капрал похож на Николая II, Невеста – на императрицу Александру Федоровну, Мадлон – на вдовствующую императрицу Марию Федоровну. Служанка напоминает няню Алексея Марию. По предположениям специалистов, Арлекин в демонической черной маске – это Григорий Распутин, а Полишинель, возможно, светлейший князь К.А. Горчаков.

На ширме есть этикетка парижского магазина игрушек "AU PARADIS DES ENFANTS" ("Детский рай"), где был куплен театр. Магазин в то время находился на пересечении улиц Риволи и де Лувр в Париже. А вот кто заказал игрушки – до сих пор загадка, замечает Ираида Ботт. Сегодня существует две гипотезы. По одной из версий, это бабушка наследника – вдовствующая императрица Мария Федоровна. Вторая версия – кукольный театр привез в подарок французский президент Пуанкаре, бывший в Петербурге в июле 1914 года. Тогда Николай II записал в дневнике, что президент подарил подарки Аликс и детям. То, что в театр играли, не вызывает сомнений. В одной из перчаточных кукол найден план Екатерининского дворца с лазаретом от 1914 года. Значит, в кукол играли и во время Первой мировой войны.

После революции кукольный театр находился на детской половине Александровского дворца (по переписи художественно-исторической комиссии, возглавляемой Георгием Лукомским). Экспозиция детской половины находилась на втором этаже, над бывшими комнатами Александры Федоровны. Ее дважды хотели закрыть. Первый раз в 1927–1928 годах ее удалось отстоять благодаря общественности. Но в 1931 году детскую половину закрыли окончательно. Описываемый кукольный театр поступил в Государственный музей игрушек в Загорске (Сергиев Посад). Этот музей сохранил множество игрушек из Александровского дворца, так как, оставшись в Пушкине, они бы вряд ли пережили времена распродаж 1930-х годов, а уж Великую Отечественную войну тем более. Предположительно в 1937 году экспонат поступил в только что созданный музей театральных кукол при Центральном театре кукол (ныне Театр кукол имени С.В. Образцова). Здесь он и хранился почти 80 лет.

В 2007 году для съемок фильма понадобился реквизит. Тогда и была обнаружена любопытная бирка со следующими словами, написанными чернилами: "Александр. дворец пол. насл-ка Игральная № 333". В театре Образцова не стали умалчивать о происхождении уникального экспоната. После этого домашний театр демонстрировался в 2011 году на выставке "Александровский дворец. В гостях на Детской половине". А ныне музейщики театра Образцова передали его на постоянное хранение в музей-заповедник "Царское Село". До этого были выполнены копии кукол и ширмы для вечного хранения в музее кукол.

Куклы находятся в идеальном состоянии, сказала Ираида Ботт. Они не требуют реставрации. Потеряна лишь диадема у Невесты. Выяснить же, кто подарил наследнику театр – Мария Федоровна или Пуанкаре, музейщики надеются, разыскав архивы магазина "Детский рай".

На церемонии передачи кукол директор ГМЗ Ольга Таратынова поблагодарила руководство музея кукол за такой подарок. Она заверила, что экспонат займет достойное место в постоянной экспозиции на детской половине после завершения второго этапа реставрации Александровского дворца. Гордей Салтыков, заведующий музеем кукол Театра имени С.В. Образцова, в свою очередь, отметил, что он рад, что куклы вернулись на свое историческое место.

Марина ОРЛОВА
Фото автора