Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Сохранить наследие

Музей "Царскосельская коллекция", начавший существование в 1991 г., занял свое особое, но прочное место в ряду учреждений культуры Царского Села. Его создатель – художник Александр Некрасов, директор музея, отдал много сил, чтобы в уютном старинном особняке на Магазейной улице сформировалась коллекция картин основных направлений русского авангарда и поставангарда. Сегодня здесь представлено свыше четырех тысяч работ.

О музее, его экспозиции, о приобщении к творчеству тех, кто любит искусство живописи, мы беседуем с заведующим отделом музея В.В. Лавровым.

– Владислав Викторович, в этом году музей отпраздновал свой 23-й день рождения, была презентация альбома "Поставангард". Расскажите, пожалуйста, о нем.

– В альбоме представлены работы, которые можно отнести к малоизвестному пока времени русского искусства. Ученики и последователи родоначальников русского авангарда, такие как В. Ермолаева, Л. Юдин, К. Рождественский, В. Стерлигов, Т. Глебова, П. Кондратьев, П. Басманов, В. Делакроа, Б. Эндер, Н. Костров – продолжили дело своих наставников. О жизни и творчестве многих из них мы писали на страницах газеты в цикле "Художники Царскосельской коллекции". Художники работали в ситуации, когда их учителями и предшественниками были сделаны основные открытия в изобразительном искусстве ХХ века, в ситуации кризиса. Они прокладывали свой собственный путь, построенный на фундаменте авангарда, обращаясь к природе, к жизни простого человека. Ученики пошли дальше своих учителей. В их работах появились пластичность природных форм, понимание человека на новом уровне – не такое, каким оно было у К. Малевича и П.Филонова.

– Скажите, а почему музей начал коллекционировать именно эти картины?

– Мы считаем, что нужно сохранить наследие тех художников, которые раньше не были востребованы. Сегодня приходит их время.

– А что для вас интересно в творчестве этих художников?

– Пожалуй, главное то, что каждый из них уникален и создает свой собственный мир. А объединяет художников честное отношение к творчеству, следование заветам учителей. В творчестве наших современников так редко встретишь ясность мышления, масштабность решаемых задач. Впрочем, так говорят во все времена, а караван искусства идет...

– Вы сами рисуете, где учились этому?

– Да, рисую с детства. Но художественного образования не получил, в свое время закончил Институт культуры, потом долгое время занимался социальными проблемами, служа в администрации района. Лишь четыре года назад решил посвятить себя искусству, в основном в качестве исследователя и популяризатора. Но и сам рисую непрестанно.Создавать картины для меня – все равно что дышать. Большое удовольствие учить этому и других. Ведь огромное число людей, занимаясь разными делами ради хлеба насущного, мечтают творчески реализоваться, и мы помогаем им в этом. При музее много лет работает Учебная мастерская живописи, где и я получил необходимые навыки и знания и куда мы приглашаем всех желающих. Огромная помощь учащимся – наличие в коллекции музея изумительных образцов живописи и графики, к которым можно прибегнуть в минуты сомнений и поисков.

– С чего начать человеку свои занятия живописью, если он только в школе рисовал? Дайте, пожалуйста, несколько советов.

– Прежде всего помнить, что создание картины начинается с изучения того мира, в котором мы живем. С наблюдения того, как природа рождает свои формы, как солнечный свет живописует все вокруг нас. А далее мы повторяем это на бумаге, холсте. Полезно на первом этапе обучения размышлять над картинами великих мастером, копируя их.

Интервью взяла Екатерина ХАРЛАПЕНКОВА

баннер