Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Ко Дню российского кино: топ фильмов, повлиявших на отечественный кинематограф

Отмечаем праздники

Сегодня отмечается значимый праздник для нашей страны – День российского кино. 27 августа объединяет всех профессиональных кинематографистов и просто любителей отечественных фильмов. Дату установили в 1980-ом, но еще со времен революции начали осознавать важность кинематографа, правда, в качестве инструмента пропаганды.

Именно поэтому большинство советских фильмов непонятны для иностранцев, и их очень сложно оценить человеку «вне системы».

Однако русским, безусловно, есть, чем гордится в отечественной фильмографии. Пушкин.ру напомнит о «самых-самых» кинокартинах, созданных на нашей Родине.

Самый первый отечественный фильм

Первый отечественный фильм датирован 1908 годом. Это была лента «Понизовая вольница» режиссера Владимира Ромашкова. По современным меркам его бы назвали короткрометражным, поскольку длится он всего семь минут.

Сюжет создан по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень».

Первый цветной фильм

Многие называют первым цветным фильмом «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна. На советские экраны он вышел в 1925 году.

Однако здесь требуется оговорка: тогда технически еще была невозможна цветопередача, и режиссер самостоятельно раскрасил на кинопленке флаг в красный цвет. Знамя подняли над кораблем восставшие матросы против монархии. Это единственный цветной кадр в фильме.

Поистине первооткрывателем цветной пленки стала картина о Параде Победы 1945 года.

Первый мультфильм

Спустя пять лет после появления в истории России первого фильма Владислав Старевичь положил начало советским мультикам. В 1913 году он снял черно-белый музыкальный мультфильм, где были запечатлены куклы.

За основу взяли сюжет басни Крылова. Продолжительность мультфильма – 4 минуты.

Лента предназначалась для детей и подростков.

Первый кинофестиваль

Здесь также себя проявил легендарный режиссер Сергей Эйзештейн. Именно благодаря его стараниям состоялся I Международный Московский Кинофестиваль.

Первую премию советского кинематографа взял фильм братьев Васильевых «Чапаев».

Оскары

Российские фильмы не раз получали высшую награду мировой киноакадемии «Оскар». В частности, документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» Леонида Варламова и Ильи Копалина (1942),  «Радуга» Марка Донского (1944), «Война и мир» Сергея Бондарчука (1968), «Дерсу Узала» Акиры Куросавы (1975, совместное производство СССР и Японии),  «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (1980) и «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова (1994).

В 2000 году премия «Оскар» была присуждена российскому режиссеру, художнику-мультипликатору Александру Петрову  за лучший короткометражный мультфильм года «Старик и море», снятый по мотивам Хемингуэя.

Первый фильм ужасов

Первым российским фильмом ужасов считается «Вий» (1909), немой художественный короткометражный фильм Василия Гончарова. До наших дней он, к сожалению, не сохранился.

Параллельно с «Вием» Гончаров снял еще фильм ужасов «В полночь на кладбище», который вышел на экраны зимой 1910 года. Таким образом, эти два фильма принято считать первыми лентами, ознаменовавшими собой появление российских «ужастиков».

Первый фантастический фильм

На пьедестал советской фантастики, безусловно, заберется фильм «Аэлита» (1924). Герои фильма – марсиане, которые наблюдают за жизнью землян с помощью изобретения.

Инопланетянка Аэлита будучи королевой узнает о чудо-машине и через нее знакомится с человеком по имена Лось.

Аэлита — немой черно-белый фильм про космические приключения. Фантастика 1924-го года — это нечто уникальное. Картина стала экранизацией одноименного произведения Алексея Толстого. Фантастическая лента является предтечей всех последующих фильмов этого жанра ХХ века.

Тем не менее, в начале 30-х критики приняли ее «в штыки» во многом из-за идей инакомыслия с поправкой на идеологию и новизну сюжета. Интересно то, что в написании сценария принимал участие непосредственно автор повести Алексей Толстой. При этом фантастическая драма была экранизирована через год после публикации произведения.

Первый боевик

Впервые в советском фильме были продемонстрированы боевые искусства в 1979 году. Тогда на экраны вышла картина режиссера Бориса Дурова под названием «Пираты XX века».

«Пираты XX века» - популярный советский фильм, снятый в 1979 году режиссером Борисом Дуровым. Фильм стал лидером проката 1980 года - его посмотрели около 90 миллионов человек, а к 1990 году число посмотревших достигло примерно 120 миллионов.

Первый фильм-катастрофа

По праву первооткрывателем жанра стал фильм «Экипаж» (1979). Он уникален еще и тем, что состоит из двух серий, отличающихся по драматургическому направлению, но гармонично сочетающихся друг с другом.

Первая серия фильма – бытовая мелодрама, вторая – фильм-катастрофа.

Самый популярный фильм

Портал «Кинопоиск» согласно отзывам зрителей поместил на первую строчку рейтинга всенародной любви к отечественным картинам фильм «Иван Васильевич меняет профессию» (1973).

Поспорить с этим утверждением очень трудно, поскольку практически все знакомы с шедевром Леонида Гайдая и смотрели его не единожды. Тем более, сейчас это уже святая традиция в новогодние праздники: оливье, шампанское, мандарины, просмотр «Иронии судьбы» и «Иван Васильевич меняет профессию».

Также в рейтинг попали фильмы: «Бриллиантовая рука», «В бой идут одни старики» и «Джентльмены удачи».

Самый дорогой советский фильм

Киноэпопея «Война и мир» Сергея Бондарчука, бесспорно, считается самым дорогим фильмом советского кинематографа. Его бюджет оценивается в 29 миллионов долларов, что по тем временам было гигантской суммой.

Для фильма собрали лучший актерский состав: Вячеслав Тихонов, Ирина Скобцева, Анастасия Вертинская, Олег Табаков и многие другие.

Первая серия была выпущена в премьерный показ 2805 копиями, что было рекордом для советского кино. Фильм был достаточно успешен во внутреннем прокате, хотя посещаемость падала от первой до четвертой серии.

Самый кассовый фильм

Собрав в прокате 1,66 миллиарда рублей, фильм Антона Мегердичева «Движение вверх» стал самым прибыльным в истории России. Он обогнал предыдущего рекордсмена – сказку «Последний богатырь».

В основе сюжета – авторская интерпретация реальных событий, произошедших в 1972 году. Тогда сборная СССР победила сборную США в финальном матче мужского баскетбольного турнира XX летних Олимпийских игр  в Мюнхене.

Текст – Екатерина Соболевская