Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Дворцовая электростанция

  • Контактная информация
  • г. Пушкин, ул. Малая, д. 7
  • В здании электростанции расположен «Институт правоведения и предпринимательства»

Как добраться:

  • — На электричке до ж.д. станции «Царское Село — г. Пушкин», затем до остановки «Московская улица» на любом автобусе или маршрутном такси, затем пешком до электростанции (расстояние 370 м.).
  • — От станции метро «Московская», «Звездная», «Купчино» на автобусе или маршрутном такси до остановки «Московская улица», затем пешком до электростанции (расстояние 370 м.).

Дворцовая электростанция Дворцовая электростанция

История строительства электростанции 

История электрического освещения в Царском Селе началась с 1887 года, первая в России электростанция помещалась в Певческой башне и давала свет в 3000 ламп. В 1896 году ее мощностей уже не хватало, и было решено построить еще одну электростанцию. К 1896 году Царское Село стало первым европейским городом, уличное освещение которого было полностью электрическим.

 

В городе освещались улицы, дворцы, общественные здания, некоторые частные дома, каждая лампочка была на учете электрической службы. В 1896 году была создана комиссия, которая должна была решить проблему недостаточности мощностей городской электростанции, в которую входил архитектор С. Данини и инженер Л. Шведе.

 

Обдумав вариант расширения электростанции, решили построить вторую и разделить между ними потребителей: новая должна была работать на Екатерининский и Александровский дворцы, Александровский парк, казармы охраны императора и здание придворно-конюшенного ведомства. А старая – обеспечивать электричеством город. Место было выбрано близкое к обоим дворцам и воде. Посредством конкурсов определились поставщики оборудования: котлы поставил завод «Фицнер и Гампер», динамо-машины – Рижский завод. В 1897 году начали освещать казармы.

Дворцовая электростанция 

Архитектурные особенности электростанции 

Строительство электростанции вел С. Данини. К 1897 строительство было завершено, и на пересечении улицы Малой и Церковной стояло красивое одноэтажное здание в стиле английского средневековья. В нем были высокие окна в стрельчатых арках, зубцы, наподобие крепостной стены. Заостренные очертания здания образуют пинакли с фиалами и крестоцветами. Дымовые трубы оформлены в виде зубчатых башенок. Стены оставлены неоштукатуренными. В целом здание удачно вписалось между соседних построек и является одним из лучших произведений этого архитектора. Столб перед зданием был выполнен по его же рисунку.

 

Параллельно инженер Л. Шведе готовил оборудование станции. Кроме предполагаемых абонентов еще были освещены: новый Императорский железнодорожный павильон и только что возведенный жилой дом на запасном дворе. 8 ноября 1898 года состоялось торжественное открытие электростанцииПервоначально было установлено четыре котла, работающих на нефти, однако через несколько лет потребовалось расширение электростанции. В 1911 году стояло пять паровых котлов, две динамо-машины мощностью в 350 лошадиных сил каждая, непосредственно подключенные к генераторам переменного тока в 2000 вольт, а также машина и генератор в «компаунд» в 40 сил и один паровой турбогенератор в 500 сил.

 

Современное время

  • В 1921 году электростанцию закрыли, а город подключили к электросети 1-й ГЭС.
  • В 1930-е годы оборудование демонтировали.

 

  • После войны станция была реконструирована, и в ней разместился завод, называемый в народе «Иголка», потому что там производили иголки для примусов.
  • В 60-е годы завод стал выпускать электротовары: пылесосы «Вихрь», утюги и т. п. 
  • В наши дни здание передано "Институту правоведения и предпринимательства", на средства которого идет его реставрация.

 

 

 

 

 

 

Редакция сайта Пушкин.ру

Люди говорят
  • Oleg Uppit
    Посетить
    21 сентября, 2012

Другие Городские памятники

Городские памятники
Императорский гараж
г. Пушкин, Академический проспект, д. 2, 4, 6
баннер