18 августа в 14-00 Государственный музей «Царскосельская коллекция» открывает в Большом зале ретроспективную выставку известного ленинградского художника ХХ века – Гавриила Малыша. На экспозиции представлены акварельные работы, созданные автором во второй половине ХХ века.
«В отечественном искусстве, начиная с двадцатых годов, ощутима, помимо барабанного «реализма» и радикального авангарда, особая, не всегда отмечаемая тенденция, хранившая относительную свободу в эпоху, отмеченную фантастической непримиримостью. Она реализовывалась в творчестве тех художников, что умели ценить и стойкость фигуративной школы, накопленное ею веками строгое мастерство, и - вместе с тем - воспринять самые дерзкие эксперименты авангарда. В свое время я предложил в качестве определения этой тенденции термин «третья струя». «Третья струя» приняла достижения новейшего времени, но она неподвластна его крайностям и экстремизму. Ее несомненные приоритеты - пластическая культура, непременная индивидуальность, верность предметному миру при сохранении свободы от всякого натурализма. У истоков «третьей струи» - Вера Пестель, Александр Шевченко, Николай Синезубов, Александр Русаков, Роберт Фальк, Анна Лепорская и многие другие... В послевоенные годы можно говорить о Лапшине, Ведерникове, Каплане, Пакулине. В Ленинграде всегда хранилась преданность той живописной культуре, которая в начале двадцатых получила неофициальное определение «Ленинградский сезаннизм». Ей, в известном смысле, близко и творчество Гавриила Малыша.
Малыш всегда оставался независимым художником и независимым человеком, не стремившимся к официальной карьере. Да и во вкусах своих не был радикалом. Любил Левитана, Сергея Герасимова, любил Павла Кузнецова, «бубнововалетовцев» - Машкова, Кончаловского. И, конечно же, импрессионистов.
Пример всех этих живописцев, на изучении которых оттачивался вкус Гавриила Малыша, был плодотворным еще и тем, что помогал молодому художнику понимать ценность художественной фактуры, работы с картинной плоскостью, красочным слоем, словом, приучал к культуре материала. К той степени мастерства, которое вызывает особое свойство картины, названное когда-то «гул холста» - иными словами, скрытое в красочном слое напряжение, особую силу цвета, тона, валеров.
Гавриил Кондратьевич Малыш всей своей жизнью доказал нехитрую, в сущности,но не часто постигаемую художниками истину: в искусстве нет иных доказательств и аргументов, кроме самого искусства. Его путь - свидетельство того, что можно писать что угодно: от шахт Донецка до букетов роз, от пейзажей средней России до аскетичных натюрмортов. Но если целью остается лишь искусство, а в основе его - незаурядный и честный дар, то жизнь художника непременно состоится.
И верность собственному дару - что теперь уже, несомненно - сделает искусство и судьбу художника высоким и достойным примером.»
Из статьи Михаила Германа к каталогу «Гавриил Малыш. Импрессионизм в России».
Гавриил Кондратьевич Малыш родился 25 марта. 1907 года в селе Китайгородка, недалеко от города Запорожье. С детства имел склонность к рисованию и мечтал стать художником.
В 1929 году поступил в Одесский художественный институт. На первом курсе занимался в мастерской профессора Александра Федоровича Гауша, ученика Чистякова. Остальные пять лет занимался в мастерской профессора Фраермана Теофиля Борисовича.
В 1934 году закончил институт и первое время работал художником в Одесском музее сельского хозяйства. В 1937 году был приглашен в Ленинградский музей сельского хозяйства на должность главного художника, где работал до начала Великой Отечественной войны. Во время блокады находился в Ленинграде, работал художником Фрунзенского района.
С 1948 года работал в Ленинградском отделении художественного фонда. С 1955 года являлся членом Ленинградского Союза Художников. Участвовал почти во всех художественных выставках - областных, республиканских и всесоюзных.
Работы художника находятся во многих Государственных музейных собраниях, а также частных коллекциях России и зарубежья.