Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Школе – 170 лет / Времени не подвластна

Училище, школа-интернат, школа-колония, средняя школа, школа с углубленным изучением языка… Это все о школе № 606, каждый уголок которой хранит в себе легенды о прошлом. Изучая историю 606-й, соприкасаешься с целой эпохой, ведь школе в этом году исполняется 170 лет.

Времени не подвластна. Учителя и выпускники 1928г 29.09.2013

Ее история начинается с мая 1843 г. Именно в это время в нашем городе появляется первое в России среднее женское учебное заведение духовного ведомства для дочерей священнослужителей, находящееся в ведении Синода. Попечительницей становится дочь Николая I Ольга, а начальницей училища с 1 сентября этого же года утверждается действительная статская советница Надежда Павловна фон Шульц.

Открытие училища состоялось 22 октября 1843 г. в присутствии императора Николая I, императрицы Александры Федоровны, великой княжны Ольги Николаевны и других членов императорской семьи.

С первых дней существования училище находилось под особым покровительством трех поколений царствующего Дома Романовых. Оно было их любимым и часто посещаемым царскосельским учебным заведением. Воспитанницы училища изучали Закон Божий, всеобщую историю, историю русской литературы, педагогику, живопись, пение, а также рукоделие и домашнее хозяйство. Им давались понятия о воспитании детей, об уходе за больными и свойствах врачебных растений. Кроме этого, занятия проводились на огороде, птичьем и скотном дворах. В конце 1860-х годов в училище стали преподавать физику и естественную историю. А начиная с 1871 г. выпускницам стали присваивать звание домашней учительницы.

До 1845 г. училище находилось в наемном доме братьев Гримм на углу Колпинской и Церковной улиц, а 1 сентября 1845 г. оно переехало в наемный дом А.Ф. Оболенского – преподавателя Императорского Царскосельского лицея (именно здесь сейчас находится школа № 606). В марте 1847 г. училище покупает дом у хозяина, и сразу же архитектор Никитин разрабатывает проект перестройки (сначала это было двухэтажное здание с мезонином). Здание приобретает сегодняшний вид. В январе 1901 г. при училище открывается образцовая церковно-приходская школа.

В течение первых трех десятилетий своего существования училище состояло из трех двухгодичных классов (низший, средний и высший), а с 1908 г. оно преобразовалось в семиклассное училище. С сентября 1917 г. предполагалось открытие дополнительного 8-го педагогического класса, но трудное экономическое положение в стране не позволило даже начать учебный год.

После Октябрьской революции в здании размещается коммерческое училище, а затем в 1918 г. открывается Детскосельская школа-колония № 5 (заведующий – Александр Станиславович Ринтов). Сохранились отрывки из воспоминаний бывшей ученицы О.С. Ивановой (впоследствии Константиновой):

"Ранее наша школа именовалась 5-я Единая трудовая школа-интернат имени Герцена. Учились в ней и "интернатские", и приходящие. Но жили все дружно… В школе был введен дальтон-план: преподаватели давали задания, а ученики прорабатывали материал дома, потом сдавали его, как на экзамене. Наши преподаватели: учитель пения Андрей Николаевич Архангельский (впоследствии замученный фашистами в лагерях) преподавал нам не только пение, но ставил с нами оперы и балеты ("Снежный богатырь", "Русалочка", "Цыгане" и др); Сергей Дмитриевич Умников вел предмет "сельское хозяйство" и летнюю школу в плодоводстве (школа была в то время с сельскохозяйственным уклоном); Нина Васильевна Кузнецова вела не только литературу, но и ставила с нами театральные постановки; Нина Михайловна Куклина – наша любимая заведующая школы – вела урок обществоведения; Эмма Петровна Шмидт, немка, вела урок на своем родном языке. Была требовательна и строга.

У нас был свой скотный двор: корова, свиньи и другая живность. Ухаживала за ними техничка тетя Даша, а помогали ей "интернатские" ребята. Уважение и любовь к нашим преподавателям было огромное. Вот так мы и жили…" 

Время идет. Все течет, все меняется… До 1937 г. в здании располагается Детскосельская школа № 4, а до 1941 г. – пушкинская школа № 4.

Директорами довоенной школы были Александр Васильевич Азбукин и Анатолий Михайлович Жебуртович – большие энтузиасты, истинные патриоты, участники Великой Отечественной войны. Сохранилось одно из писем с фронта (1942 г.), где А.М. Жебуртович пишет своим коллегам:

"… Свой долг перед родиной выполним до конца с достоинством, свойственным человеку сталинской эпохи. Мы стоим у порога великих боев. И нам – здесь, на фронте, и вам – там, в тылу, – предстоит еще многое испытать… Но разве можно сомневаться, что победитель в этой борьбе определился уже 22 июня 1941 года!? Ведь за плечами у нас история, за плечами – славные традиции предков…"

Из учителей той поры нужно отметить Петра Эдмундовича Гедройца, преподавателя военного дела, который в первые дни войны стал начальником штаба 77-го истребительного батальона народного ополчения.

В годы Великой Отечественной войны здание школы сильно пострадало, и лишь в начале 50-х годов оно было восстановлено.

В 1956 г. правительство СССР принимает постановление об образовании учебных заведений нового типа, и в Пушкине открывается самая первая в Ленинграде школа-интернат № 1. Сюда привозили детей со всех концов Ленинграда. Это был своего рода эксперимент, за которым строго наблюдала Академия наук. В школу были приглашены лучшие педагогические кадры – учителя, награжденные высокими правительственными наградами. Ученики находились на полном государственном обеспечении: от учебных пособий до одежды. Первым директором стала Клавдия Ивановна Сафонова (с 1956 по 1963 г.), которая потом вспоминала:

"Работа, особенно первые годы, требовала от всего коллектива полной отдачи сил, так как дети здесь не только обучались, но и жили… Сказать, что педагоги много работали, – не сказать ничего. Фактически они тоже жили в интернате, все время находясь с детьми, искали наиболее эффективные методы воспитания…"

Жизнь в интернате кипела: были и походы, и поездки по Кавказу и другим городам, и занятия в хореографическом коллективе Матильды Петровны Малиновской с постановками двухактных балетов и оперных спектаклей, и работа в школьных производственных мастерских.

После Клавдии Ивановны директорами интерната были Нина Васильевна Немцева (с 1963 по 1967 г.) и Виктор Нахимович Габриелов (с 1967 по 1973 г.), который так вспоминает о своей работе:

"Я стал директором интерната в возрасте 29 лет. В то время интернат был негласно приговорен к закрытию… Мы выступили с идеей введения углубленного изучения английского языка. Такая инициатива была крайне удивительна: увлечение иностранными языками в стране не приветствовалось. Неожиданно у нас оказалось множество союзников в лице руководителей района – ощущение такое, будто все только и ждали этого предложения. Секретарь райкома В.П. Вар-фоломеев, председатель исполкома А.Л. Беляев, секретарь исполкома А.В. Минаева, зав. роно Е.П. Пирогова и многие другие уговорили приехавшего в 70-м году министра не препятствовать созданию английского интерната.

При создании кадрового персонала удача тоже посветила в окно: рядом с нами жила великая русская поэтесса Т.Г. Гнедич, которая стала объективным судьей в оценке преподавателей. В числе учителей было много славных людей (первыми учителями английского языка стали М.А. Асеева, Н.С. Беляева, Ершов, кавалер трех орденов Славы Касинцев), учебной работой занималась замечательный завуч Л.Е. Левченко – удивительно организованный, добросовестный человек…"

Именно Любовь Евгеньевна Левченко возглавила школу в 1973 г., оставаясь на посту директора до 1977 г.

В нелегкие 80-е годы "перестройки" директором школы стала Ева Иосифовна Эскина (с 1983 по 1989 г.):

"В первый интернат я пришла по решению бюро райкома партии. Меня вызвали и сказали: "Или вы идете работать директором, или сдаете партбилет". Выбрать последний вариант было смерти подобно (такое время!).

Коллектив был мощным, даже сильнейшим!.. А какие работники были в столовой! Выпускники до сих пор вспоминают котлеты-ежики под сметанным соусом и творожную запеканку… Нина Петровна – партизанка из Лужского отряда, инвалид, вначале на лошади, а потом на машине доставляла продукты… Все было.

Трудностей у нас было много, но мы справлялись с ними.

В школу брали детей из семей моряков, медиков, родителей, работающих в ночную смену. Ребят из высокой интеллигенции практически не было; зато уважение, дружба развивались быстро.

…Для учеников "пушкинские дни" были по серьезности наравне с "английскими неделями"; дети помнят уроки в Лицее, в парке, у памятника Пушкину. Они делали рисунки по сказкам, готовили театральные постановки, участвовали в конкурсе чтецов и эссеистов. Сама обстановка вызвала необходимость организовать в школе Пушкинский музей. Основу создавали Пальмира Андреевна Клоссе и Маргарита Васильевна Пяттаева."

С приходом в школу нового директора Олега Германовича Травина (с 1989 по 2005 г.), в 1990 г. восьмилетняя школа-интернат превращается в одиннадцатилетнюю среднюю школу № 606 с углубленным изучением английского языка. Олег Германович стал первым директором школы, занявшим эту должность в результате выборов педагогического коллектива. При нем закладывается основа международной деятельности – обмены со школьными коллективами Англии, Германии, Франции и США; открываются два компьютерных класса; вводится изучение еще двух языков – немецкого и французского.

В 2005 г. в школу приходит новый сильный руководитель Марина Михайловна Шмулевич. Расширяется география международного сотрудничества (в школе разработана и успешно реализуются программа "Школа – центр межкультурного взаимодействия" и проект "Диалог культур"), появляются новые проекты, школа активно работает в сфере инноваций, выигрываются престижные конкурсы, последний из которых – "Электронная школа – окно в информационный мир" (школа получила грант на приобретение компьютерного оборудования для начальной школы). В двух словах не рассказать о том, что изменилось за последнее время, но Марина Михайловна попыталась коротко охарактеризовать 606-ю школу XXI века:

"Девиз нашей школы – достойное образование и достойная жизнь. Вместе мы строим дорогу в успешное будущее. У каждого ученика есть возможность получить хорошее образование, проявить свои лидерские качества и как результат – иметь перспективы для блестящей карьеры.

В современном мире непросто удерживать лидерские позиции в сфере образования, но мы гордимся тем, что нам это удается благодаря профессионализму педагогов и оснащенности кабинетов современными средствами обучения.

Школу № 606 называют школой творчества и успеха. Здесь учатся дети не только города Пушкина; к нам стремятся ребята из разных районов Санкт-Петербурга. Это говорит о востребованности нашего образовательного учреждения.

Уникальность нашей школы в том, что спустя 170 лет она жива и продолжает гостеприимно открывать двери для каждого из вас, дорогие ученики.

Мы гордимся блестящими победами наших учеников, которые высоко несут знамя родной 606-й школы".

Нашей школе 170 лет, но она не подвластна времени: дух ее все тот же, имена людей вечны, а история – бесконечна…

Виктория МАРЧЕНКО,
руководитель школьного пресс-центра "МЪi", методист школы № 606
Материал предоставлен
Н.С. Федоровой, С.И. Беловой и Дарьей Бараевой

баннер
баннер