Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Берет немыслимый такой на ней, или Портрет на фоне…

Как только я увидела этот портрет, сразу же вспомнила строки из Булата Окуджавы: «Берет немыслимый такой на ней… Ах, Надя, Наденька…» Нет, нет. Ее не Наденькой зовут. На рисунке Антона – портрет подружки. Из-под малинового берета смотрит на зрителя озорной глаз курносой девчушки. А на мольберте другого автора – царственно шествующие гуськом гуси… Создается впечатление, что сделано это непрерывной карандашной линией – Артем любит рисовать животных… У «Волшебной кисточки» – полет фантазии. Здесь, на отделении художественно-эстетического воспитания Дворца детского (юношеского) творчества, царствует муза ИЗО.

Оценивать работы художников – дело бесполезное. Общими словами типа «великолепный, интересный, оригинальный» не передашь настроение автора. Он творит в одиночку… Вот это и есть начало начал. И в данной ситуации как не согласиться с утверждением Фариды Майленовой, автора статьи «Арт-терапия» в «Энциклопедии для детей», что «творчество обычно гораздо лучше слов способно выразить состояние души. И дает мощный позитивный заряд». Об этом свидетельствуют и сами юные художники.

Наташа: – Да, настроение очень влияет на выбор темы. Дождь, тучки, полянка под дождем.. и краски прозрачные. Веселое лето – бабочки, яркие цветы.

Миша: – Люблю рисовать дворцы. Я тему выбираю сам. В музеи хожу. Екатерининский дворец люблю, памятник Петру Первому… Рисую красками. Выбор темы зависит от настроения. У меня всегда есть желание рисовать.

Даша: – Люблю пейзажи. Люблю утро и ночь. Ночью много мыслей приходит. Восход – красивый, яркий, очень много ярких цветов.

Это откровения воспитанников младшей группы Ирины Владимировны Гуско.

«Любой вид искусства может оказаться «лечебным», поскольку доставляет удовольствие, – развивает тему Фарида Майленова. И констатирует: – Уже сама возможность выразить себя – через рисунок, музыку или танец – дает огромное облегчение».

«Удовольствие», «облегчение», «лечение» – такова позитивная психологическая направленность арт-терапии. Дети сами чувствуют, о чем писать–рисовать. Этот этап проходит сейчас младшая группа «Волшебной кисточки».

– Нам самим интересно посмотреть, что они хотят писать. Один любит животных рисовать, другой – пейзажи, третий – архитектуру, четвертый – средневековый замок. Все зависит от того, кто что читает, какие фильмы смотрит, где бывает, – в разговор вступила Ирина Анатольевна Шевчук. – Для педагога важно то, что ребенок посредством рисунка передает свое настроение. Педагог должен почувствовать и понять его. Или выбрать тему, которая изменит настроение. И если есть обида, негатив в душе, значит надо предложить рисовать что-то светлое. Обсуждаем. Предугадать невозможно, что и как будет рисовать ребенок на занятии. Если большого таланта нет, а желание есть – результат будет. Только больше работать надо.

Процесс творчества – это еще и процесс познания, который формируется с помощью педагогов. Педагоги работают по схеме: «научить нельзя – научиться можно». Значит, все-таки учиться? Чтобы нарисовать рыцаря, нужно знать эпоху Средневековья, как это делает Кирилл. Если Лиза рисует портрет китаянки с "немыслимой" для нас прической – перед этим она просматривает диски или журналы о модах китайских женщин. Если у Наташи возникнет желание показать российскую даму XIX века, она обязательно изучит историю костюма того времени.

Очень ценит содружество с педагогом выпускница студии Вера Толоконина:

– Я пришла сюда лет 10 назад, потом ушла в «художку», затем вернулась. Мне это ближе по жизни. Какое-то внутреннее удовлетворение во мне. С детства любила живопись, природу рисовать. Люблю акварель – она прозрачная, воздушная. Рисую то, что нравится. С плохим настроением нельзя садиться рисовать. Лучше пойти погулять. Ирина Анатольевна – приятная в общении, не «забивает» своей эрудицией, своими знаниями. Не давит. Дети постоянно к ней подходят, она моментально свежим взглядом определяет какие-то шероховатости в рисунке и призывает нас внимательнее вглядываться в сюжет. И уж если необходимо, то легким росчерком карандаша проведет линию – все становится на свои места. Композицию рисунка вначале очень трудно выстраивать. Помощь нужна.

Так что при арт-терапии зачастую требуется дополнительное «лечение»: познание мира и воспитание чувств. «Обучение, таким образом, все меньше будет выглядеть, как подневольный труд, направляемый взрослыми. И постепенно превратится в самостоятельную познавательную деятельность», – как бы подытоживает наш разговор Александр Савенков.

Итак, свобода творчества – в свободе самовыражения.

Лариса НУЖДИНА,
педагог-организатор ДДЮТ г. Пушкина

баннер