Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Творческое пространство

Музыка: джазовая и фольклорная
    
Большой интерес музыкальной общественности города Пушкина вызвало выступление 12 марта вокально-инструментального ансамбля «Экспромт» в камерном концертном зале (дом Теппера де Фергюсона). В составе коллектива четыре музыканта – Ксения Лютикова, Никита Филимонов, Татьяна Шумахер и Любовь Мотина. В первом отделении концерта исполнялась русская фольклорная музыка в авторской обработке, а во втором – джазовые композиции.
    
Репертуар коллектива многогранен и постоянно пополняется, возможно, поэтому название «Экспромт» и закрепилось за ансамблем.
    
Русскую фольклорную и авторскую музыку, исполняемую ансамблем, можно сравнивать с солнечным ветром, шумом прибоя, леса или ручья... Знакомые народные шедевры прозвучали в исполнении ансамбля «Экспромт» свежо и необычно. Этот эффект возникает, в том числе, благодаря использованию музыкантами интересных вокальных приемов и разнообразных инструментов. Для участников ансамбля и самих зрителей выступление стало настоящим праздником: сложился удивительный контакт с аудиторией, несмотря на то, что некоторые произведения прозвучали на публике впервые.
    
Об особенностях музыкального стиля, сочетающего джазовую и фольклорную музыку, а также о музыкантах ансамбля мы попросили рассказать Татьяну Шумахер.
    
– Расскажите, пожалуйста, о вашем ансамбле.
    
– Идея создать вокальный джазовый квинтет «а capella» принадлежит Ксении Лютиковой и Никите Филимонову. Мы учились вместе в эстрадно-джазовом колледже Анатолия Чижевского, известного российского композитора, аранжировщика, автора музыки к песням Э. Пьехи, Л. Долиной и других известных исполнителей. Анатолий Николаевич в 90-е годы открыл колледж для тех, кто хотел изучать современную музыку, в частности, джаз и fusion. После окончания колледжа судьба нас развела, но любовь к музыке ведь никуда не исчезает. И когда  через несколько лет Ксения вдруг позвонила мне и предложила создать музыкальный коллектив, я сразу же согласилась. Сначала у нас было трио: Ксения, Никита и я. Чтобы исполнять «а capella» джазовые композиции, нам нужны были не менее пяти–шести голосов. Мы написали объявление в социальных сетях, в котором приглашали желающих петь такую музыку, и к нам присоединились Виктория Шамсутдинова и Любовь Мотина. Мы выступали на разных площадках Гатчины (большинство из нас жили и работали в этом городе), Пушкина и Санкт-Петербурга. Ксения писала музыку, занималась аранжировкой, мы старались фантазировать и не прибегать к шаблонам и клише. Нас вдохновляли на творчество такие признанные коллективы, как «The Swingle Singers», «ManSound», «Камерата» и, конечно же, «Take 6». И когда этот коллектив – шесть афроамериканцев, фантастически-виртуозно исполнявших «а capella» джазовую музыку – приехал на гастроли в Санкт-Петербург, это стало настоящим подарком, исполнением нашей мечты.
    
–  Как случилось, что вы обратились к русской фольклорной музыке?
    
– На одной из репетиций Виктория предложила включить в репертуар ансамбля русские песни. Ксения попробовала сделать аранжировку русской народной песни «Из-под дуба, из-под вяза». Это была наша попытка соединить фольклор с джазом. При ее разучивании и исполнении мы вдруг почувствовали какой-то необыкновенный кураж. Ну а потом, как говорится, «пошло – поехало». Практически каждую репетицию Ксения предлагала нам что-то новое.
    
– Что стало для вас источником вдохновения?
    
– Фольклорная музыка вечна, как классика, она основа основ и начало начал. Многие сегодня знают невероятные по значимости и красоте исследования русского музыкального фольклора Сергея Старостина, Андрея Котова, Таисии Краснопевцевой. Сергей Старостин в 70-х годах, обучаясь в Консерватории по классу духовых инструментов, увлекся сбором музыкального фольклора и с тех пор постоянно ездит с экспедициями по России, собирает и восстанавливает народные музыкальные инструменты, песни. В его коллекции есть гусли, жалейки, рожки и более двух тысяч песен. Он работает на радио, выступая в качестве автора и ведущего программы, посвященной русской традиционной культуре; режиссер программы «Мировая деревня» на ТВ. Как певец и инструменталист работал в составе ансамбля Инны Желанной, с известной норвежской вокалисткой Мэри Бойн и выдающимся армянским музыкантом Дживаном Гаспаряном (дудук). Участвует во многих отечественных и зарубежных фестивалях. Мы с нетерпением ждем его приезда в Санкт-Петербург в этом месяце. Андрей Котов – ровесник Старостина, один из самых потрясающих исполнителей духовных стихов в России, создатель и бессменный художественный руководитель ансамбля «Сирин», певец, фольклорист и хормейстер, долгие годы занимающийся изучением особенностей аутентичного пения русской средневековой музыки и народных песен. В прошлом году нам посчастливилось попасть на мастер-класс Андрея Котова по ансамблевому пению, который проходил в Санкт-Петербурге. Это был для нас потрясающий опыт.  
    
Таисия Краснопевцева – молодая исполнительница, одна из самых крупных и ярких мастеров русского традиционного пения. Надеемся, что она тоже скоро приедет в наш город с концертом, и мы сможем услышать ее исполнение не в записи. Я назвала только троих исполнителей из большого числа профессионалов, которые являются для нас значимыми.
    
– Какие изменения произошли в вашем коллективе за шесть лет со времени его основания? Расскажите, пожалуйста, о ваших планах, где и когда запланированы концерты?
    
–  Мир, который нас окружает, меняется. Вот и в нашем коллективе происходят перемены, в какой-то момент Виктория и Любовь ушли из ансамбля, правда, вскоре Любовь вернулась, а Виктория – она ожидает рождения четвертого ребенка. Будем надеяться, что вернется с пополнением. Мы находимся в постоянном поиске нового. Все участники группы поют и играют на музыкальных инструментах. Кроме фортепиано или синтезатора, гуслей, гитары, блок-флейты мы используем перкуссию – шумовые инструменты. Например, «посох дождя» (его еще называют «дождевая флейта»). Это длинная полая закрытая на торцах труба из стебля толстого растения, заполненная мелким сыпучим наполнителем – зерном, семенами или мелкими камешками. Еще мы любим использовать различные свистульки, шуршалки, стукалки, а также пастуший рожок – все эти чудесные инструменты добавляют новые краски в общее звучание группы.  
    
За время своего существования коллектив неоднократно выступал на различных площадках и фестивалях Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В Гатчине мы выступали в Филармонии им. Ипполитова-Иванова, Доме культуры, музее Гатчины, музее-усадьбе П. Щербова и др. В Пушкине у нас состоялись выступления в Доме молодежи «Царскосельский», Александровском доме культуры и вот 12 марта – в доме Теппера де Фергюсона. Принимали нас очень тепло. Живой отклик, который мы получаем от слушателей, всегда вдохновляет на творчество!

О ближайших концертах «Экспромта» можно узнать в нашей группе ВК.

Татьяна КУЗНЕЦОВА
Фото автора

баннер
баннер