Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Из почты редакции

Из почты редакции

Талант  от Бога    

В социальном доме на улице Огородной, 3, где я живу, есть человек, которого все обитатели дома глубоко уважают, любят и ценят. Это психолог Анна Александровна Попова. Узнав ее лучше – а мы знакомы уже четыре года – хочу рассказать о ней.

Анна Александровна в 1990 году с отличием окончила Ставропольское медицинское училище по специальности санитарный фельдшер. За год до этого вышла замуж за одноклассника Василия Попова. Сейчас у них за плечами уже 26 лет совместной жизни. Супруг, Василий Васильевич, несколько лет назад уволился в запас в звании подполковника. А началась его служба и жизнь молодой семьи в поселке Пушной Мурманской области, в  гарнизоне, где был один дом для офицеров и казармы, в которых размещался батальон, выведенный из Афганистана. В гарнизоне царили особые отношения – офицеры и солдаты здесь были почти на равных, и им, молодым лейтенантам, которые не послужили еще в горячих точках, пришлось нелегко. Однако Василий достаточно быстро сумел заслужить общее уважение. Жены военнослужащих занимались устройством быта. К праздникам готовили концерты, в которых  в свободное от службы время участвовали также их мужья и рядовые, радуя частушками, песнями, сценками из жизни части.
    
В 1991 году у Поповых родилась дочь Наталья, которой в связи с переездами семьи к новым местам службы пришлось поменять пять  школ. Закончила она учебу в городе Пушкине в 406-й гимназии. Поступила в Педагогический университет им. Герцена, где окончила филологический факультет, факультет иностранных языков, магистратуру – с отличием. Сейчас занимается в аспирантуре вуза. Работает в своей гимназии учителем английского языка.
    
В Санкт-Петербурге Анна Александровна живет с семьей с 1995 года. Приехав сюда, она сразу начала работать в городской больнице № 2 медсестрой-массажисткой. Училась на курсах повышения квалификации. Потом поступила в университет на факультет общей психологии. На последнем курсе учебу прервала служебная командировка мужа на Кубу. Вернулись оттуда в Пушкин в 2001 году. Анна Александровна начала работать в школе № 552, участвовала в организации в ней Центра укрепления здоровья учащихся. С теплотой вспоминает она коллектив школы, приложивший  много сил для создания такого центра.
    
С 2005 года работала в отделе социальной защиты населения администрации района, занималась организацией помощи семьям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Она искала себя, трудясь в больнице, в школе, в социальной сфере.   
    
Анна Александровна знает, что такое боль и потери. Она рано осталась без отца: когда ей было 6 лет, он погиб при исполнении служебных обязанностей. Подростком она два года ожидала маму из служебной командировки в Афганистан. В это же время она потеряла любимую прабабушку, которая внушала ей, что человек рождается, чтобы помогать другим людям и ничего не ждать взамен, что добро приходит, когда его не ждешь, и совсем с другой стороны. Для себя она решила, что работа – это люди, которые приносят радость общения и понимание того, что ты кому-то нужен здесь и сейчас.
    
С 2011 года Анна Александровна трудится в Комплексном центре социального обслуживания населения Пушкинского района и использует свой богатый профессиональный и жизненный опыт, чтобы помогать людям. При этом, занимаясь на различных курсах, стремится постоянно углублять свои знания и сразу внедрять их в практику. Работая с нами, она учит нас различным способам снятия стресса, психогимнастике, гимнастике для мозга; медитации и релаксации, развивает навыки адаптации к состоянию здоровья. Главная составляющая ее программы – эффективная психологическая помощь пожилым людям. Это и адаптация к новым условиям проживания, к ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, потере близких, одиночеству, и психологическая помощь в преодолении стрессовых и конфликтных ситуаций, в том числе в семье. Она обучает нас позитивному отношению к своему возрасту и к связанным с ним изменениям, проводит лекции и беседы о культуре здоровья, ведет работу с инвалидами-колясочниками по специальной методике. Всегда веселая, внимательная, она умеет поднять настроение, не оставляет без внимания просьбы людей.  
    
Вот что говорят жители нашего дома, с которыми Анна Александровна занимается финской ходьбой: «Эти занятия стали необходимостью, мы всегда ждем их с нетерпением и радостью, обязательно узнаем что-нибудь новое, интересное, так как Анна Александровна подходит к своим занятиям неформально, отвечает на все интересующие нас вопросы, рекомендует как психологические, так и физические способы решения возникающих в нашей жизни проблем».
    
Приведу и несколько отзывов посетителей отделения дневного пребывания: «Психолог заряжает нас положительной энергией, помогает быть более здоровыми, уверенными в себе. И мы понимаем, что жизнь после 60 только начинается. Очень хочется, чтобы таких специалистов было как можно больше – преданных своему делу, отдающих ему всю душу и сердце». «Благодарим за лекции, консультации, психологические тренинги, которые были содержательными и полезными». «Мечтаю еще раз попасть к такому прекрасному специалисту». «Занятия с Анной Александровной  стимулируют нас к работе над собой, создают настрой на то, что в наших силах изменить ситуацию в лучшую сторону, нужно только раскрыть свои возможности и не бояться трудностей». Думается, именно о таких людях, как Анна Александровна, говорят – специалист от Бога.
 
Э.Ю. Гальперин, кандидат исторических наук, ветеран Великой Отечественной войны.

Размышления педагога

Как воспитать победителя

О шахматах и не только

Заниматься шахматами сегодня стало модно. Но если воспринимать шахматы только как моду и в свободное время для собственного удовольствия играть с друзьями или в кругу семьи – это одно. Если же подходить к шахматам как к главному занятию в жизни – совсем другое. В этом случае родители мечтают, чтобы их ребенок стал «звездой». Но всем ли это доступно? Ведь даже раннее обучение шахматам, к которому сегодня вопреки законам развития детского интеллекта прибегают многие родители, не является гарантией успеха. На родителей в связи с этим ложится большая ответственность: слишком легко нанести непоправимый вред ребенку, особенно в психологическом плане. Как избежать этого? Как научить ребенка трудиться на пути к поставленной цели? Как воспитать победителя не только в шахматах, но и в жизни? С чего вообще должно начинаться обучение шахматам?
    
Первые шаги ребенка в шахматах очень важны. Прежде всего, необходимо пробудить у него интерес к занятиям. Как это сделать? Приемов и способов тут более чем достаточно. Сейчас существует большое количество детских шахматных пособий. Книги иллюстрированы и в игровой форме способствуют процессу вовлечения детей в волшебный мир шахмат. Кинофильмы и детские мультфильмы про шахматы также не следует сбрасывать со счетов. У ребенка есть любимая игрушка? Что ж, посадите ее рядом с ним – пусть тоже учится играть в шахматы! Не забудьте придумать какую-нибудь веселую историю, например, про то, как Буратино играл в шахматы с веселыми человечками. Здесь вашу фантазию никто не ограничивает. Продолжительность занятия не должна быть больше 30 минут, ведь в раннем возрасте утомляемость у большинства детей наступает примерно за это время. Очень важно уделять внимание не только шахматам, но и общему физическому развитию ребенка. Я советую родителям зимой ходить с детьми на лыжах, а летом – вместе бегать, кататься на велосипедах, играть в футбол или настольный теннис.
    
С чего же начать непосредственно освоение шахмат? Конечно с элементарных основ этой игры. Не торопитесь искать личного тренера, начать вполне по силам и вам самим. Научите ребенка тому, как называются фигуры, сравните их с яркими образами. Ладья – это «пушка», слон – «арбалет», пешка – «пехотинец» и так далее. Дети прекрасно запомнят такие сравнения и осознают ценность той или иной фигуры. Продолжайте в том же духе, король – главная фигура, он уже старичок и не может быстро передвигаться по шахматной доске, но, как и подобает королю, имеет свой меч и способен кого угодно сразить. Не стесняйтесь фантазировать, ведь в руках ребенка любой предмет превращается в игрушку, а тут целых 32 «статуэтки». Несмотря на игровую форму обучения с самого начала занятий надо приобщать ребенка и к правильной терминологии. Делайте это ненавязчиво, но регулярно. Постепенно ребенок сам начнет повторять то, чему вы научили его.
    
Итак, залог успеха на первом этапе – сделать так, чтобы вашему сыну или дочке было интересно заниматься. Старайтесь не нервничать, если ребенок что-то не понимает или не запомнил, переключитесь на другую тему, затем вернитесь к проблемному вопросу. Терпение и только терпение – если перегнуть палку, интерес у ребенка может быстро пропасть, и тогда все ваши старания окажутся напрасными. Ребенку необходим успех, поэтому не стесняйтесь его хвалить даже за маленькие решенные задачки. Когда вы пройдете подготовительный период, можно привести ребенка в шахматный кружок.
    
Сколько часов в неделю можно заниматься в группе детям 5–7 лет? Конечно, желательно это делать регулярно – не меньше трех раз в неделю. Дети ведь быстро, что называется, «расхолаживаются», поэтому тренироваться два раза в неделю будет мало для закрепления материала. В 8–9 лет можно понемногу добавлять нагрузку и проводить занятия уже четыре раза в неделю. К занятиям прибавятся турнирные дни. Обязательно нужно, чтобы дома ребенок решал шахматные задачки. Здесь вам поможет тренер. Он подскажет, какой именно материал нужен на том или ином этапе развития вашей будущей «звезды».
    
Занятия в группе ребенку необходимы. В коллективе они проходят более живо, дети получают возможность обменяться мнениями. Опытный тренер сможет подружить детей, создать такие условия, когда посещение занятия станет для ребенка не нудной обязанностью, а радостным событием. Давно подмечено, что те дети, которые «рвутся» на занятия, самостоятельно дома листают шахматные книги, показывают и лучшие результаты.
    
Следующий аспект коллективных занятий – это поддержание дисциплины. Дети могут быстро утомляться, и тогда это приведет к тому, что мы называем «баловством». Понятное дело, маленькому ребенку трудно очень долго концентрировать внимание на одном объекте – шахматной доске, поэтому на помощь тренеру здесь приходит чередование различных приемов обучения. Например, после показа теоретических позиций на демонстрационной доске, можно разбить детей по парам и выполнять учебные упражнения. Затем сменить ритм, раздать шахматные задачи и заставить самостоятельно подумать над решением, включить при этом соревновательный момент – кто быстрее решит несколько примеров и так далее. Опытный тренер всегда почувствует, когда пришло время поменять темп занятия. Но умение, что называется, «держать аудиторию», конечно, приходит не сразу. Здесь очень важным является личность тренера, его практический опыт и человеческие качества. И все же не думайте, что тренер сможет ликвидировать огрехи в воспитании вашего ребенка. Если кто-то из группы на занятиях начинает отвлекаться сам и отвлекать других, к добру это не приведет. Поэтому настраивайте ребенка на серьезное отношение к занятиям.
    
Еще один важный момент в работе тренера – это умение дать почувствовать вашему ребенку уверенность в своих собственных силах. Ни в коем случае тренер не должен «подавлять» его личность. Если ребенок будет все время себя чувствовать подавленным во время занятий, то он не сможет добиться хороших результатов, он просто не захочет больше приходить на занятия. Поэтому, если мы хотим вырастить высококлассного или просто хорошего шахматиста, то для этого каждый ученик должен стать личностью.
    
Как помочь становлению такой сильной личности? Надо попробовать донести до ребенка простую мысль: «Ты должен быть лучше, ты должен добиваться хорошего результата. Это нужно только тебе, а не маме, папе или тренеру. Поставь цель и иди к ней, шаг за шагом, ступенька за ступенькой!»
    
Надо постоянно объяснять, что для успеха он должен многое сделать, что победы не могут прийти сами по себе, что добиться уважения сверстников и тренеров он может только своей работой. Тогда ребенок действительно способен сделать многое. Даже если он не станет высококлассным профессионалом, он станет сильнее. И это, может быть, самое главное. Ведь для тренера и родителей помочь ребенку воспитать характер, пройдя через многие трудности, достаточно сложная задача.
    
За 20 лет преподавания мне пришлось общаться с самыми разными детьми. Среди них были талантливые – они добились успехов, играли в соревнованиях разного уровня – от областного до финалов первенства России. И их всех объединяло одно – любовь к шахматам и трудолюбие. Были и такие, кто не добился больших спортивных успехов. Но, общаясь со мной, они вспоминали: «Александр Леонидович, вы нам всегда говорили о том, что шахматы пригодятся в жизни, вы не бросите их никогда. И это действительно так. Шахматы – это такая игра, в которую можно играть и в 40, и в 60 лет, и позже».
    
Что тут еще можно сказать? Ведите своего ребенка в шахматный кружок и приоткройте ему дверь в волшебный мир шахмат!

Александр Слобожан, тренер Спортивно-культурного центра им. А.А. Алехина, кандидат в мастера спорта, педагог высшей категории.

Год литературы

Был ли А.С. Пушкин знаком с М.Ю. Лермонтовым?
    
На юбилейной выставке, посвященной М.Ю. Лермонтову «Над ним луч солнца золотой…» в библиотеке им. Д.Н. Мамина-Сибиряка, был представлен в копии лист приходно-расходной книги баронессы Евпраксии Николаевны Вревской (Зизи Вульф), где в октябре 1835 года А.С. Пушкин набросал рисунок-ребус, который помогает положительно ответить на вопрос о том, читал ли Пушкин произведения М.Ю. Лермонтова и пересекались ли их пути.
    
Главный принцип прочтения графики Пушкина – внимание к детали, к каждой черте, штриху. В рисунках его нет ничего «просто так» или «вообще», многие из них построены по типу ребуса. Попробуем вместе поразмышлять над одной из загадочных страниц и найти ответ на вопрос, который мучил очень многих исследователей. А именно: был ли А.С. Пушкин знаком с М.Ю. Лермонтовым?
    
Первый биограф М.Ю. Лермонтова П.А. Висковатый высказался вполне определенно: «Поэты встретились в литературных кружках». Сослуживец Лермонтова и знакомый Пушкина гусар граф А.В. Васильев говаривал, что Пушкин «восхищался стихами» Лермонтова и предсказывал: «Далеко мальчик пойдет». Но свидетельства такого рода считались почему-то недостоверными. А между тем, имеется рисунок Пушкина, позволяющий нам предполагать, что встреча двух поэтов состоялась. Рисунок сделан осенью 1835 года, когда Пушкин посетил Вревских в Голубове.
    
Прежде чем приступить к расшифровке рисунка, напомню, что аллегорические картины, виньетки, альбомные ребусы в пушкинское время были широко распространены. Книги по символике и эмблематике были настольными. Иносказания разного рода составляли стиль эпохи.
    
В сентябре 1835 года Пушкин часто гостил то в Тригорском, у Прасковьи Александровны Осиповой, то в Голубове, у Вревских. В одно из таких посещений Голубова и возник набросок, который мы попытаемся разгадать. Лист изрисован сплошь, в разных направлениях, казалось бы, беспорядочно. Словно бы «смешались в кучу кони, люди», гористый пейзаж, сухие пни. Но еще А.М. Эфрос заметил, что здесь все «сцеплено и осмысленно», «все рисунки соподчинены».
    
В центре композиции – большой парадный портрет Алексея Вульфа, сына Прасковьи Александровны. Выше – профиль самой Прасковьи Александровны, верного и преданного друга Пушкина. В зачеркнутом профиле молодой женщины с высоким лбом угадывается хозяйка тетради – Евпраксия Николаевна Вревская.
    
Но интересующий нас портрет – лицо мужчины – Пушкин делает, перевернув лист! Тем самым как бы вычленяя новый персонаж из семейства Осиповых-Вульфов-Вревских.
    
Некоторые исследователи отождествляли его с Денисом Давыдовым. Несколько выпуклые глаза, брови, волнистые волосы. Но известно, что лоб у Давыдова вполне классический, в то время как у незнакомца линия волос начинается почти у соединения лобной кости с теменной – черта редкая, характерная. Пушкин не мог не отметить ее своим зорким взглядом.
    
Современники примечали у Лермонтова «широкий и большой», «необыкновенно высокий лоб» (что мы видим и на его автопортрете 1837–1838 годов). Совпадают с лермонтовской иконографией и другие черты в пушкинском рисунке: скошенные брови, с небольшим изломом в самом начале, мягкая линия вздернутого носа с круглыми «фыркающими» ноздрями, хрупкая мальчишеская шея, шелковые волосы, а также грустные глаза с «калмычинкой». Художник М.Е. Меликов описал их: «Глаза калмыцкие, живые, с огнем, выразительные, пламенные, но грустные по выражению», смотревшие «приветливо, с душевной теплотой». Кое-кому могут показаться слишком длинными усы. Но на зарисовках, сделанных в разное время, видно, что М.Ю. Лермонтов менял и стрижку, и прическу, «примеривал» разные формы усов. На посмертном портрете работы Р. Шведе мы видим длинноватые – калмыцкие – усы, как и на рисунке Пушкина.
    
Значит, Пушкин встречался с Лермонтовым? Запомнил его? В таком случае возникает вполне законный вопрос, почему это лицо вспомнилось Пушкину в Голубове у Вревских. Только что вышел, только что дошел до обитателей Голубова августовский номер «Библиотеки для чтения», в котором опубликована поэма М.Ю.Лермонтова «Хаджи-Абрек».
    
Все семейство Осиповых-Вульфов-Вревских понимало и любило поэзию, новинки поступали в дом регулярно (вспомним слова матери Пушкина Надежды Осиповны в письме к дочери Ольге: «.. барон Вревский доставляет нам все новинки. Его братья посылают их Эфрозине, которая так образовалась, что не узнаешь»).
    
Поэма Лермонтова «Хаджи-Абрек» не могла остаться незамеченной. Она должна была привлечь внимание Пушкина еще и тем, что с одним из ее героев – Бей-Булатом Таймиевым – Пушкин был знаком, сидел с ним за одним столом на обеде в честь взятия Арзрума. И в «Путешествии в Арзрум» Пушкин посвятил ему следующие строки: «Славный Бей-Булат, гроза Кавказа, приезжал в Арзрум с двумя старшинами черкесских селений, возмутившихся во время последних войн. Они обедали у графа Паскевича. Бей-Булат – мужчина лет тридцати пяти, малорослый и широкоплечий. Он по-русски не говорит или притворяется, что не говорит. Приезд его в Арзрум меня очень обрадовал: он был уже мне порукой в безопасном переезде через горы и Кабарду».
    
В 1832 году Бей-Булат погиб от руки своего врага-кровника кумыцкого князя Салат-Гирея. На основе этого реального факта Лермонтов и написал поэму.
    
Зарисовка-ребус словно бы «следует» за впечатлениями Пушкина во время чтения поэмы Лермонтова: ярусный ландшафт, диковатые горячие кони, черкесская стрела, сухие пни и коряги – все это навеяно ее текстом:

Но бури злые разразились,
И ветви древа обвалились,
И я стою теперь один,
Как голый пень среди долин.

Пушкин не рисует ни кровавой схватки, ни окоченевших трупов – только два сухих пня друг против друга, две загубленные жизни… И еще он делает набросок двух коней, оставшихся без седоков. И стрелу – знак схватки…
    
У Вревских в тот вечер, видимо, и сказал Пушкин знаменательные слова: «Далеко мальчик пойдет». И отсюда, от голубовских обитателей – через Ипполита Александровича Вревского, товарища Лермонтова, жившего на Кавказе в 1840–1841 годах, отзыв Пушкина стал известен сослуживцам Лермонтова, а от них «дошел» и до нас.
    
Рисунок, оставленный в тетради Зизи Вульф (баронессы Вревской), подтвердил тот факт, что Пушкин видел Лермонтова, запомнил молодого человека,  был знаком с творчеством начинавшего тогда поэта – по крайней мере с поэмой «Хаджи-Абрек» – и предсказал его будущую славу.

Любовь Краваль

баннер
  • Пятого мая 1993 года была создана производственно-строительная фирма «КОРТ». У истоков создания и развития предприятия стояли профессионалы своего дела, прекрасно понимающие, насколько важно для совре
    Строительство домов и коттеджей