Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Высшее образование: цена – карьера

Дипломные работы выпускников 2016 года всех российских вузов проверят на плагиат и разместят в электронной программе для всеобщего доступа.

Такие меры будут приниматься в соответствии с проектом, разработанным СПбГУ и Рособрнадзором «Востребованное образование, или Модель объективной оценки студентов». Главная задача – не столько напугать студентов, оградив их от опрометчивого «списывания» дипломов из Интернета, сколько сделать высшее обучение более качественным и позволить работодателям заранее подыскать лучшие кадры. Об этом журналистам на пресс-конференции в информационном агентстве ТАСС 14 октября сообщили руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов, ректор СПбГУ Николай Кропачев и заведующий кафедрой медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ Иван Засурский.

Проект разработан в рамках программы развития СПбГУ «Открытый университет» и утвержден приказом Министерства образования и науки РФ. В полную силу он заработает через два года, самое большее – через пять лет. Законодательная база для него уже подготовлена. Минобрнауки РФ издало приказ об изменении порядка аттестации в вузах, который уже действует для первых вузов страны в Москве и Петербурге, но официально всех высших лицензированных учреждений страны коснется в 2016 году.

Для студента необходимость выставить диплом на всеобщее обозрение до защиты станет шансом получить дополнительную консультацию эксперта и внести в работу коррективы. В свою очередь вузам публичность позволит получить объективную оценку работы профессорско-преподавательского состава, а также оценить уровень и качество образования, предоставляемое учебным заведением.

Суть проекта еще и в том, что работодатель, судя по качеству дипломных работ, сможет не просто выбрать лучших специалистов, но и заказать кадры на будущее – уже сейчас в СПбГУ и МГУ вводится практика, когда тему дипломной работы студентов определяет работодатель. Со временем на эту систему придется перейти всем учебным учреждениям. Исключение составят только те студенты, кто заслужил право на самоопределение своими академическими успехами. Однако даже в том случае, если студент выполнит все требования заказчика и получит диплом, это не гарантирует, что он устроится на работу по специальности. Если аттестационная комиссия решит, что всего этого недостаточно, можно остаться и не у дел.

– Я вообще сторонник того, чтобы выдача диплома не была гарантией приема на работу, – отметил Николай Кропачев. – Еще нужно понять, может ли он работать по специальности.

По закону о двух университетах в СПбГУ и МГУ меняется и формат выдаваемых выпускникам дипломов. В документе появятся новые строчки о том, кто именно определил тему диплома и кто вошел в состав государственной аттестационной комиссии. Появится там и ссылка на сайты СПбГУ и МГУ с указанием электронного адреса дипломной работы. Таким образом, после выпуска из вуза скрыть свои академические успехи или неудачи студенту не удастся: вся жизнь молодого специалиста будет как на ладони.

– До вступления в силу закона об аттестации вузы должны донести до своих студентов, что на кону большие ставки, – продекларировал Сергей Кравцов. – Ценой безалаберности студенческих лет может стать карьера, так как это было в случае со скандалом в Германии, когда министра обороны сняли из-за сомнений в достоверности имеющегося у него диплома.        

Накрепко связать студента, вуз и работодателя не означает вернуться к когда-то существовавшей советской системе распределения, при которой без связей и поддержки можно было на три года уехать на отработку в глушь, а при наличии таковых – устроиться в столице.

– К системе распределения вернуться уже не удастся, поскольку нет возможности возобновить семилетний цикл, при котором предприятия уведомляли вузы о потребности в кадрах за семь лет, – пояснил Иван Засурский.

Предпосылкой к переменам в университетском образовании стала трансформация школьной системы. Там при сдаче ЕГЭ ради уравнивания возможностей детей из столицы и провинции был реализован ряд мер для обеспечения объективности оценки знаний. В школах было установлено онлайн наблюдение, благодаря чему прекратились утечки экзаменационных материалов, у школ появились равные условия для сдачи экзаменов.

– Благодаря принятым мерам результаты аттестации в 2015 году практически по всем предметам стали выше, чем в 2014-м, – отметил Иван Засурский. – Это означает, что учителя и школьники стали более ответственно относиться к своей работе и учебе, и мы намерены использовать этот опыт и для высшего образования.

Согласие сделать высшее образование и систему оценки прозрачными полгода назад выразили вузы ассоциации Северо-Западного округа России. Сейчас Северо-Запад и, в частности СПбГУ, являются лидерами по внедрению новых методов и подходов. Заинтересованность проявляют также и вузы других регионов страны. Похоже, что и в глубинке скоро будут готовить кадры «точечно» прямо для местного производства, там появятся стабильные рабочие места и прекратится отток населения. Тут же еще один плюс: абитуриентам с периферии страны после сдачи ЕГЭ удастся устроиться на работу без связей и взяток, поскольку закон об аттестации предполагает ликвидировать коррупцию в вузах.

Автор Татьяна Шаповалова

баннер
баннер