Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Художники "Царскосельской коллекции"

"Царскосельская газета" продолжает знакомить своих читателей с известными художниками, работы которых представлены в музее "Царскосельская коллекция". Музей был основан в г. Пушкине в 1991 г.

В коллекции собрано более четырех тысяч живописных и графических произведений. В основном это работы представителей "неофициального искусства" – ленинградского и московского авангарда 20–90-х гг. прошлого века.

Александр Борисович Батурин

Будущий художник родился в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки) в 1914 г., где во время войны служил его отец. После революции дворянская семья подверглась репрессиям. Отца Александра Борисовича заподозрили в шпионаже в пользу Финляндии и отправили в ссылку в Сибирь. Члены семьи последовали за ним. В 1930 г. они переезжают в Ленинград, а в 1934 г. после убийства С.М. Кирова повторно подвергаются репрессиям. К этому времени А. Батурин уже стал учеником В. Стерлигова, входившего в группу художников, исповедовавших живописно-пластический реализм. Этому методу в изобразительном искусстве Александр Борисович остался верен всю свою долгую творческую жизнь. Из тюрьмы молодой художник был направлен в ссылку в Уфу, где находились мать с сестрами. Там с большим трудом удалось устроиться на работу в качестве оформителя. Специальность эта давала возможность сводить концы с концами и заниматься любимым делом почти всю трудовую жизнь художника. В 1938 г. его еще раз арестовывают и дают восемь лет. Но и в тюрьме в ужасных условиях ему удавалось рисовать – в основном портреты сокамерников. Он рисовал на пачках папирос "Беломорканал" жженой резиной и зубным порошком. До нашего времени рисунки не сохранились, так как были уничтожены охранниками тюрьмы.

Освободившись в 1946 г., художник занимается поисками работы и находит ее по рекомендации друга в городе Бугульме. В то время это был развивающийся центр нефтяной промышленности, в котором силы и талант художника оказались востребованы до 1956 г., до момента его реабилитации. По прибытии в Ленинград он поступает на Комбинат графического искусства, на котором работает до его распада более двадцати лет. В этот период А. Батурин больше внимания уделяет живописи, приобретает уверенность в своих силах как профессиональный художник. Работы Александра Борисовича отличаются сочным колоритом, точностью психологических характеристик.

Пересказывая слова своего учителя В. Стерлигова, А. Батурин говорил: "Один рисует земное с чувством. Другие вытесняют его абстракцией. Но счастливы те, кто силу абстракции сочетает с экономной мерой чувства. Тогда – гармония. Тогда совпадение пластической формы внутри художника с формами природы". Сам Батурин писал: "Для меня не существует ни дерева, ни дома – только форма. Крыша – это не крыша: для меня это форма, объем, обобщение".

Музей приглашает на временную выставку "Поставангард", на которой представлены работы А. Батурина вместе с работами других представителей этого периода развития изобразительного искусства в России. Представлены работы из запасников музея.

Познакомиться с работами А.Батурина и других художников можно в музее "Царскосельская коллекция", расположенном по адресу: г. Пушкин, ул. Магазейная, д. 40, чт.–вс. с 11.00 до 17.00.

Владислав ЛАВРОВ,
заведующий отделом музея

баннер