Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

К 65-летию музея-Лицея / Да здравствует Лицей

В сознании каждого русского человека Царскосельский Лицей неразрывно связан с именем А.С. Пушкина. В Лицее прошла юность поэта, в Лицее родился Пушкин-поэт: 130 стихотворений, начало поэмы "Руслан и Людмила", первые публикации в больших журналах и первая слава.

До конца своих дней Пушкин с благодарностью вспоминал Лицей. Лицей прошел через все творчество поэта: его образ оживает в первых юношеских стихах, в посланиях к друзьям, в "Евгении Онегине", в стихотворениях, посвященных лицейским годовщинам.

Дом для дворцовых служащих

В 1843 г. Лицей, неразрывно связанный для нас с воспоминаниями о Пушкине, из Царского Села был переведен в Петербург. Лицейское здание, переданное дворцовому ведомству, перестроили под квартиры дворцовых служащих.

Под руководством архитектора Д. Ефимова в трех нижних этажах было сделано 14 квартир. Колонны в зале были сняты. Исчезли Большой зал, учебный класс, библиотека. На четвертом этаже устроили 16 номеров (видимо, гостиничного типа). Дощатые полы заменили паркетными. Ликвидировали каменное крыльцо парадного входа со стороны Лицейского переулка. Парадный вход оказался со стороны Дворцовой площади. Примерно в таком виде здание использовалось в течение столетия.

С 1843 по 1917 г. здесь жили лица высочайшего двора. Среди них – первый попечитель Лицея принц Петр Георгиевич Ольденбургский; фрейлина графиня Екатерина Федоровна Тизенгаузен, внучка М.И. Кутузова; фрейлина Александра Васильевна Жуковская, дочь знаменитого поэта В.А. Жуковского; великий князь Николай Николаевич (старший), сын Николая I, женатый на принцессе Александре Петровне Ольденбургской.

Многие годы ничто не напоминало о Лицее. Однако еще в дореволюционное время большие почитатели Пушкина, понимая ценность и значительность царскосельских мест, воспетых поэтом, думали о превращении Царского Села в место воспоминаний о Пушкине.

Об интересе к лицейскому зданию в связи с Пушкиным свидетельствует появившаяся в 1910 г. в газете "Русские ведомости", № 232, заметка "Дом Пушкина в Царском Селе". В ней говорилось: "Где именно жил Пушкин, где была его комната № 14 в лицейском общежитии, – установить в настоящее время невозможно: хотя известно, что комната эта была в четвертом этаже, с окном в Лицейский сад, однако после перевода Лицея в Петербург (в 1843 г.) здание его было настолько перестроено, что найти эту комнату не представляется возможным. В настоящее время в бывшем здании Лицея находятся квартиры чинов придворного ведомства, в четвертом этаже, где была комната Пушкина, теперь живет прислуга этих чинов".

"Сохранить памятники пушкинских мест"

Новый этап в отношении к творческому наследию поэта, к местам, связанным с его жизнью и творчеством, возник после Октябрьской революции. Одним из первых постановлений Советского государства было постановление Совета народных комиссаров от 17 марта 1922 г. о создании Пушкинского заповедника.

Лицейское здание продолжало оставаться жилым помещением.

В 1918 г. в здании Лицея жил писатель, первый нарком просвещения А.В. Луначарский. В 1920-х гг. сюда переселился известный историк, краевед, литературовед Н.П. Анциферов, который установил и доказал местоположение комнаты Пушкина в Лицее. Это исследование было произведено им летом 1928 г. В 1926–1927 гг. в Лицее жил поэт, переводчик О.Э. Мандельштам, к которому часто в гости приходила А.А. Ахматова. В этот период Георгий Блок (лицеист LXV курса, выпуска 1909 г.), брат поэта А.А. Блока, вскоре арестованный и погибший на Соловках, советовал Мандельштаму написать пьесу о работе Екатерининского дворца и сыграть ее здесь. С 1928 по 1936 г. здесь жил художник К.С. Петров-Водкин, написавший в Лицее многие картины, среди них "Тревога", "Весна", "Смерть комиссара", "Пушкин читает стихи", "Пушкин в Болдине". В лицейской квартире К.С. Петрова-Водкина бывали известные поэты, писатели, художники, композиторы, певцы и музыканты: В. Шишков, А. Толстой, К. Федин, И. Эренбург, О. Форш, А. Белый, А. Ахматова, В. Мейерхольд, В. Богданов-Березовский, А. Остроумова-Лебедева, И. Козловский и многие другие деятели искусства и культуры.

Приближался 1937 г. Шла подготовка к 100-летию со дня гибели А.С. Пушкина. 9 февраля 1937 г. ЦИК СССР принимает постановление о переименовании города Детское Село в город Пушкин. Сохранился документ, в котором Пушкинский городской Совет возбуждает вопрос "об освобождении помещения Лицея и об открытии в нем образцовой школы десятилетки имени А.С. Пушкина".

В нижнем этаже Екатерининского дворца был устроен музей лицейских лет поэта.

4 августа 1938 г. в газете "Большевистское слово" была напечатана статья "Сохранить памятники пушкинских мест" за подписями членов Пушкинского общества А. Толстого, Ю. Тынянова, В. Шишкова и других известных деятелей культуры. В 1939 г. Инспекция по охране памятников Ленгорисполкома поручила архитектору И.А. Бартеневу составить историческую справку по зданию бывшего Царскосельского Лицея. На основе найденных документов архитектор сделал вывод: "Данные, которыми мы располагаем, позволяют восстановить здание в том виде, в котором оно находилось при Пушкине". На последнем листе исторической справки стоит дата: 20 февраля 1941 г.

Пройдет немного более полугода, и для жителей г. Пушкина наступят страшные дни. Лицей с его толстыми стенами, глубокими подвалами стал одним из основных зданий, где укрывалось население. С началом оккупации в лицейском здании находилась испанская дивизия.

"Лицей... цел, ... и это просто удивительно!"

Город Пушкин был освобожден 24 января 1944 г. На лицейском здании лейтенант Иван Свиридюк водрузил красный флаг. Страшное впечатление производил освобожденный Пушкин. Фашисты подготовили город к полному уничтожению, разместив повсюду взрывные устройства. Среди зданий, представляющих особую опасность, был и Лицей. На первом этаже у окон, выходящих на улицу, лежали наготове 8 шлагбаумов и 5 противотанковых мин для перекрытия улицы.

Был получен приказ в первую очередь разминировать дворцы и Лицей.

Через несколько часов после освобождения города из Ленинграда прибыли сотрудники Ленинградского радиокомитета. Среди них была Ольга Берггольц. В очерке об этой поездке она рассказала: "В Лицее нет ни одной рамы, но Лицей все же цел, и церковь лицейская цела, и это просто удивительно! Мемориальные доски на Лицее на месте и даже дощечка, висящая у Лицея с мирного времени, "Автобус № 3. Пушкин – Ленинград", непостижимым образом осталась цела. Она скоро опять пригодится нам: ведь путь от Пушкина до Ленинграда вновь свободен!"

"К Пушкину"

С первых же дней после освобождения города от фашистских захватчиков комната Пушкина была превращена в своеобразный музей. На фасаде появилось единственное полностью остекленное окно – окно комнаты Пушкина, в которой разместили барельеф поэта, найденный среди развалин дворца. Нашли два стула пушкинской поры. На столе были разложены сохранившиеся с довоенного времени виды парка, любимого Пушкиным. На ящике, задрапированном мешковиной, стояла бронзовая статуя "Девушка с кувшином", которую сюда бережно принесли бойцы МПВО, освободив скульптуру из временного убежища под землей. По воспоминаниям очевидцев, у Лицея часто останавливались машины направляющихся на фронт войсковых частей, и бойцы поднимались на верхний этаж, "к Пушкину", как они говорили.

11 июня 1944 г. в городе состоялся вечер, посвященный 145-й годовщине со дня рождения А.С. Пушкина. Он проходил в бывшей городской ратуше. Звучали стихи Анны Ахматовой, Ольги Берггольц, Веры Инбер... Пушкинист В.А. Мануйлов вспоминал: "На торжественном собрании выступала и Анна Ахматова. Анна Андреевна прочла всем известные стихи о Пушкине-лицеисте:

Смуглый отрок бродил
по аллеям,
У озерных бродил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.

Голос Ахматовой в тот день звучал еще совсем молодо, и это стихотворение как-то особенно взволновало всех. Сколько всего было пережито! И Пушкина, и вещее слово его мы пронесли через испытания военных лет, как что-то родное и близкое каждому из нас".

Музею быть

В 1945 г. открылся Екатерининский парк. Статуя "Девушка с кувшином" возвратилась на историческое место. В город стали возвращаться музейные сотрудники. Общественность вновь заговорила об открытии в здании Лицея музея. Необходимо было искать новые материалы для пушкинской выставки. За помощью обратились в Пушкинский Дом. При его поддержке в пяти комнатах на четвертом этаже была создана выставка "Пушкин–лицеист". Затем были отремонтированы новые помещения на четвертом этаже Лицея, и следующий год отмечен созданием большой выставки "Пушкин в Царском Селе". 13 марта 1946 г. вышло постановление Совета народных комиссаров Союза ССР о передаче здания Лицея в ведение Академии наук СССР и создании здесь музея. Президентом Академии наук СССР в то время был С.И. Вавилов. Он хотел превратить г. Пушкин в уникальный памятник русской истории и литературы, в академический гуманитарный центр мирового значения – "Русский Веймар". Но послевоенная разруха оказалась серьезным препятствием для восстановительных работ в пригородах Ленинграда.

В 1949 г. исполнялось 150 лет со дня рождения А.С. Пушкина. Перед коллективом Академпроекта и автором проекта реставрации Лицея архитектором Л.М. Безверхним стояла задача восстановления Лицея как памятника, связанного с именем поэта. В первую очередь в план реставрации входило приведение в порядок внешнего вида здания, восстановление Большого зала, лицейской комнаты поэта. Так, в 1946–1949 гг. стала осуществляться давняя мечта о создании здесь мемориального музея.

Первый хранитель

10 июня 1949 г. в торжественной обстановке состоялось открытие музея-Лицея. Он был небольшим, так как здание еще не полностью было передано музею, большую часть составляли жилые помещения. На третьем этаже восстановили Большой зал и прилегающие к нему комнаты, на четвертом – часть спального коридора и четыре комнаты воспитанников (А. Пушкина, И. Пущина, Ф. Матюшкина и В. Вольховского). Открывая музей, президент АН СССР С.И. Вавилов сказал: "Волею советского правительства замечательный памятник русской культуры… ныне вновь воскрешен". С 15 января 1966 г. началась новая реконструкция здания Лицея по проекту архитектора А.А. Кедринского. Музей был закрыт, началось расселение жильцов.

Первым хранителем Лицея с 1949 по 1974 г. была М.П. Руденская, а затем до 1976 г. она являлась заведующей мемориальным отделом Лицея. Вся судьба Марии Петровны Руденской, потомственной царскоселки, связана с городом, носящим имя поэта.

Здесь, в Царском Селе, она родилась в 1906 г. Ее старшая сестра Антонина была сестрой милосердия в царском госпитале на Камероновой галерее (при Екатерининском дворце) в 1914–1916 гг. Осиротев в 1919 г., Мария Петровна воспитывалась в детском доме, училась в бывшей Мариинской гимназии. Она окончила Художественно-промышленный техникум с дипломом художника-графика, но ее творческая работа была связана с живописью, скульптурой, фарфором, керамикой. В 1930-х гг. работала в Обществе пролетарского туризма и экскурсий, была экскурсоводом в Екатерининском дворце, выполняла задания по реставрации экспонатов. В 1948 г., поступив на работу в Институт русской литературы в Ленинграде, приняла активное участие в создании Всесоюзного музея А.С. Пушкина в Александровском дворце и мемориального музея-Лицея, а став хранителем последнего, с огромным увлечением и полной самоотверженностью отдалась работе. Тогда возникла у нее идея создания музея во всем здании Лицея.

Она выполняла эскизы, рабочие рисунки будущих интерьеров, предметов быта, какими они виделись ей на основании ее архивных разысканий. Все это позволило в дальнейшем создать экспозицию Лицея, какой мы знаем ее сегодня. Этот труд она совмещала с хранительской, экскурсионной, пропагандистской работой.

Доскональное знание эпохи, большой опыт музейной работы – все это позволило М.П. Руденской как автору научного проекта воссоздания Лицея и будущей его экспозиции создать мемориальный музей. В обновленном виде Пушкинский Лицей был открыт 6 июня 1974 г., в день 175-летия А.С. Пушкина.

"Живем мы памятью Лицея"

За последние сорок лет в Лицее проводилась очень большая работа. В 1999 г. вся мировая общественность и, конечно, музей-Лицей отмечали 200-летний юбилей со дня рождения А.С. Пушкина. К праздничным дням на втором этаже Лицея была открыта постоянная экспозиция "Наставники и питомцы. Императорский Лицей 1811–1918 гг.". Экспозиция вызвала огромный интерес у посетителей. В 2010 г. к 300-летию Царского Села и исполняющемуся в 2011 г. 200-летию открытия Императорского Лицея открылась новая экспозиция "Живем мы памятью Лицея". Она посвящена истории Лицея за все годы его существования. К 200-летию Лицея возникла идея воссоздания квартиры учителя рисования и гувернера С.Г. Чирикова, которая находилась на четвертом этаже лицейского здания. Лицею С.Г. Чириков отдал более тридцати лет жизни. Всероссийский музей А.С. Пушкина к 200-летнему юбилею со дня основания Лицея подготовил уникальное двухтомное издание, не имеющее аналогов, –"Лицейскую энциклопедию". В нем представлен фундаментальный свод сведений об одном из самых необычных учебных заведений России и его преподавателях и воспитанниках.

Елена СТАТЬИНА, ведущий научный сотрудник 
Всероссийского музея А.С. Пушкина