Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

К 700-летию преподобного Сергия Радонежского / Долгий путь к возрождению

В 2014 году Россия готовится отметить 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, одного из самых почитаемых в нашем Отечестве святых, государственного деятеля, вдохновителя на подвиги во имя родной земли.

В программу подготовки к юбилею были включены не только различные культурно-просветительские мероприятия, но и работы по ремонту, реставрации, восстановлению архитектурных объектов, связанных с его именем. Один из них – полковая церковь лейб-гвардии 2-го стрелкового пехотного полка в Пушкине.

Полковая церковь

Большинству современных жителей нашего города храм Сергия Радонежского долго оставался неизвестен. Невозможно было ассоциировать с церковью обветшавшее, полуразрушенное строение в Фуражном переулке вблизи Орловских ворот. Закрытая в 1921 году церковь подверглась ограблению, помещения использовались для хозяйственных нужд, сильно пострадали в годы Великой Отечественной войны. В начале 70-х годов прошлого века здание было передано Пушкинскому учебно-курсовому комбинату автомобильного транспорта. Капитальная перестройка изменила храм, уничтожила его исторический облик. Оскорблением святыни стало устройство в алтарной части буфета и туалета. Тогда казалось, что поруганную церковь уже не спасти, а живое свидетельство славы наших предков, их веры потеряно навеки. Ведь именно здесь, в историческом районе Софии, в начале XX века украшением комплекса казарм лейб-гвардии 2-го Царскосельского стрелкового батальона стала полковая церковь, освященная во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1903 году здание, перестроенное архитектором А.Г. Успенским, приобрело величественный и гармоничный вид. Появился красивый алтарь с солеёй, с улицы под новой высокой каменной колокольней был сделан вход в храм. 19 ноября (2 декабря) 1904 года церковь была освящена протопресвитером Александром Желобовским в присутствии императора Николая II, великих князей Владимира и Сергея Александровичей и великой княгини Марии Павловны. Устремленное ввысь стройное здание колокольни привлекало к себе всеобщие взгляды, а звон колоколов собирал людей на службу.

Большой радостью было для царскосельских стрелков покровительство святого преподобного Сергия Радонежского, особо чтимого военными: это он вдохновил в XIV веке князя Дмитрия Донского на ратный подвиг освобождения Руси от монголо-татарского ига, предсказав ему победу в сражении. Преемственность священной традиции воинского долга ощущали стрелки, входя под своды своего храма. Не случайно там хранились военные реликвии, связанные с героями сражений, были установлены мемориальные доски. В алтаре находился мраморный жертвенник, на котором размещалась металлическая доска с именами убитых в сражениях Русско-турецкой войны 1877–1878 годов: под Горным Дубняком, Араб-Канаком и Филиппополем.

По возвращении из походов в храм несли прославленные в боях чудотворные иконы, победные хоругви, иконостасы походных церквей, фотографии павших в боях офицеров и солдат. Сам факт нахождения в церкви военных реликвий придавал им новое духовное значение, подчеркивал богоугодность военной доблести на благо Отечества. Полковые церкви были настоящими мемориалами, музеями-памятниками воинской славы России. Среди достопримечательностей этого царскосельского храма называли иконы – дары императрицы Марии Александровны и великой княгини Екатерины Михайловны; напрестольный крест – дар шефа батальона великого князя Сергея Александровича; облачения из золотого глазета с шитым серебром оплечьем; мундиры императоров Александра II и Александра III, хранившиеся в особых футлярах. Все это пропало. При закрытии церкви часть ее убранства и утвари передали еще действовавшим церковным объединениям, часть забрали в музеи.

Время собирать камни…

Новая жизнь храма началась 26 сентября 2012 года, когда поруганное здание церкви с утраченными звонницей, шпилем колокольни, маковкой было передано приходу Вознесенского (Софийского) собора.

Восстановление внутреннего и внешнего облика здания требовало огромных усилий, и это стало возможным благодаря программе подготовки к юбилею Сергия Радонежского. Для координации действий по возрождению царскосельского храма был создан попечительский совет, в который вошли глава администрации Пушкинского района Николай Бондаренко, настоятель Софийского собора благочинный Царскосельского округа протоиерей Геннадий Зверев, члены приходского совета, предприниматели, общественные деятели. Возглавил совет министр иностранных дел России Сергей Лавров.

В мае 2013 года начались работы, которые выполняют подразделения реставрационной компании "Балтстрой". Были проведены исследования, создан проект, и в ноябре около 100 специалистов, среди которых 9 реконструкторов и реставраторов, пришли на объект. Здание восстанавливаемого храма скрылось от наших глаз под теплым материалом, заботливо укутавшим строение, – таким образом в нем сохраняется необходимый температурно-влажностный режим при любых переменах погоды.

Руководитель проекта восстановления памятника архитектурного наследия Сергей Крипак сегодня с гордостью показывает расчищенное помещение церковного зала, "одетого" в строительные леса:

– Здесь убрали все наносное, – вспоминает он. – Учебный комбинат приспособил храм под свои нужды, и мы демонтировали целый этаж, построенный в советское время. Много возились с сетями: электричеством, отоплением, вентиляцией. В начале XX века в храме действовало печное отопление, но печей видно не было. Как в монастырях на Соловках, прямо в толще кирпичной стены проходили печные каналы – тепло, идущее по ним от топок у пола, прогревало кирпичи и практически все стены. Конечно, сейчас отопление мы делаем совсем другим, но оно тоже не будет отвлекать внимание от цельности и красоты помещения. Интересно, что с давних времен Церковь впитывала в себя все прогрессивное, все интересное, позволяя на самом высоком технологическом уровне обустраивать храмы. Вот и сейчас мы делаем "умный" дом. Система вентиляции, отопления, энергоснабжения и охраны создается по самым современным технологиям, чтобы поддерживать микроклимат, сохранять церковное убранство.

А сохранять будет что. В возрождении объекта мастера возвращаются к облику церкви 1904 года. Интерьер отличался тогда удивительной гармонией стиля "модерн", художественной отделкой в псевдорусском стиле, что отвечало модному направлению на стыке XIX и XX веков. Радовали глаз расписанные художником С.В. Чехониным стены и потолок, где на звездном небе сиял образ Пресвятой Троицы. Роскошный дубовый резной иконостас сегодня восстанавливают, следуя четким фотографиям 1900-х годов. Работают над этим специалисты Вятских кустарных мастерских (их работу в нашем районе можно увидеть, в частности, в возрожденном храме святой великомученицы Екатерины). Иконы на липовых и буковых досках пишут художники Царскосельской иконописной мастерской.

Разрушение и поругание храма в советский период были настолько велики, что церковное убранство воссоздается заново. Правда, есть надежда обнаружить и вернуть полковые реликвии, которые после 1917 года распределили в различные музеи. По воспоминаниям очевидцев, полковые святыни некоторых гвардейских частей оказались в Государственном историческом музее (в Москве). Может быть, туда попали и реликвии гвардейских стрелков Царского Села.

У самого Сергея Крипака кроме дара организатора и профессии историка в запасе есть несколько творческих задумок, которые он хочет реализовать при возрождении храма Сергия Радонежского:

– Я начинал заниматься реставрацией металла, когда реставрировал Великокняжескую усыпальницу, – рассказывает он. – Потом интересная работа была в Кронштадтском Морском соборе, в Соловецком монастыре. Довелось потрудиться в Изборске, реставрируя крепость и Никольский собор, церковь Сергия Радонежского. Запомнилось восстановление Триумфальной арки в Москве, обладающей необыкновенным чугунным декором. А здесь, в Пушкине, после 10 лет моего труда в области реставрации посчастливилось руководить всеми работами по восстановлению церкви Сергия Радонежского! Конечно, буду работать здесь и как художник, возрождая ограждение алтаря, кованые козырьки и решетки, удивительные по дизайну осветительные приборы, паникадила.

Несколько поколений предков Сергея Крипака были профессиональными военными, храбро сражались на фронтах и в Первую, и во Вторую мировые войны. И прадед, и дед, и отец защищали Отчизну. Сергей Владимирович тоже после школы поступил в Военно-медицинскую академию, но интерес к истории и реставрации оказался сильнее. Как признается сегодня сам, все-таки состоялся в профессии врача. Только излечивает он не людей, а памятники. Реставрацию называет главным делом своей жизни: 

– Даже когда объект изучен и понятно, что надо делать, обязательно возникает что-то новое. Наша специальность не позволяет уйти домой и забыть о своей работе. Даже в праздник встречи нового 2014 года, после двух дней, не сговариваясь, реставраторы и строители церкви Сергия Радонежского, собравшись вместе на объекте, рассказывали о вариантах решений, которые могут помочь реализации проекта. А какие интересные ожидали нас здесь открытия! Когда демонтировали слой бетонного пола, обнаружили фрагменты бывшего лепного декора и элементы фресок. И стало понятно, какое было лепное убранство храма, его колористический ряд – без позолоты, чисто белый, но очень нарядный. Там же нашли образцы напольной метлахской плитки. Теперь ее вручную воспроизведут мастера, как когда-то в начале XX века. При демонтаже стены, возведенной учебно-курсовым комбинатом, обнаружили элементы алтарной преграды, что тоже помогло приблизиться к наиболее точному воспроизведению отделки. Долго реставраторы не могли определить исторический цвет фасада церкви – на старинных черно-белых фотографиях этого не видно. Но вот демонтировали кухню, пристроенную в советский период, и вдруг на участке старой стены четко проступил подлинный цвет здания, обозначивший и все цветовое решение храма, – петербургский светло-охристый.

И храм и музей

Вместе с реставрацией здания продолжается работа по поиску материалов для музейной экспозиции, которую планируют сделать в части здания, именуемой "цейхгаузом". Здесь будет два уровня, на которых планируется разместить в том числе учебный класс иконописцев, выставочный зал, помещения для воскресной школы.

Для выставки музейных экспонатов, посвященной истории 2-го лейб-гвардии Стрелкового батальона (а позже и полка), удалось найти некоторые редкие подлинные старинные фотографии и отдельные документы, восстановить биографии 20 чинов Стрелкового полка. Помогают специалисты из Артиллерийского музея. Гвардейские стрелки принадлежали к элитным частям. Шефом полка был великий князь Сергей Александрович, в списках значился государь Николай Александрович, среди высочайших особ числились также император Александр II, великий князь Константин Николаевич. Служил там и внук А.С. Пушкина полковник Григорий Александрович Пушкин.

Часть экспозиции, по замыслу благочинного Царскосельского округа протоиерея Геннадия Зверева, будет посвящена военному духовенству полка в годы Первой мировой войны. Идет поиск потомков царскосельских стрелков, многие из которых после 1918 года эмигрировали в основном во Францию. Об этом рассказал побывавший в гостях у мастеров, возрождающих церковь, Юрий Кутепов – внук генерала Кутепова, который был командиром полка и инициатором перестройки храма в 1904 году.

К сожалению, материальных свидетельств об этой интересной странице царскосельской истории сохранилось немного. Сергей Крипак с надеждой обращается к читателям "Царскосельской газеты": может быть, у кого-нибудь сохранились старые фотографии или предметы, связанные с бытностью 2-го Стрелкового полка в Царском Селе или с историей церкви Сергия Радонежского, даже в советский период. Все документы, материалы и свидетельства, вплоть до 1980 года, очень важны специалистам-реставраторам.

– Церковь – это не только стены, это человеческое участие и тепло, – считает Сергей Крипак. – Тем приятнее, что уже в самом начале работ здесь сложился церковный хор, с 2012 года начались богослужения, еженедельно собираются члены общины. Хочется поблагодарить добровольных помощников восстановления храма и среди них актера Алексея Нилова. Много помогает в решении сложных вопросов председатель попечитель-

ского совета министр иностранных дел России Сергей Лавров. Активно включилась в воссоздание храма администрация Пушкинского района – скоро после наших общестроительных работ здесь предстоит организовать достойное благоустройство. Отдельное спасибо хотелось бы сказать жителям района Софии, чьи дома находятся поблизости от воссоздаваемого храма. В течение года, без выходных, они терпят постоянный строительный шум, не жалуются. Остается потерпеть еще совсем немного. Ожидаемый результат того стоит. Храм Сергия Радонежского обещает стать доминантой микрорайона и достойным сооружением. Церковь соответствует статусу полка – молодого, яркого по духу и исключительного по храбрости, награжденного за бои в турецкую кампанию.

Подготовила
Татьяна ГОРШКОВА

 

баннер