Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

19 марта – День моряка-подводника / Вектор службы - глубина!

На протяжении всей своей истории боевую деятельность подводных сил отличали высокая активность и профессионализм. Беззаветная преданность Отечеству, мужество моряков-подводников, до конца выполнивших свой долг, золотом вписаны в героическую летопись России. Особая признательность тем, кто прошел суровые мили подводного фронта в годы Великой Отечественной войны и холодной войны в мирное время.

Атака С-13

В этом кратком материале нет возможности всесторонне оценить вклад моряков-подводников в Великую Победу. Хочу лишь рассказать о человеке-легенде, командире подводной лодки "С-13" Александре Ивановиче Маринеско. Это командир "атаки века", "личный враг Гитлера и рейха", подводник № 1, человек прекрасной и трудной судьбы. О нем с той военной поры и до нашего времени слагаются легенды, пишутся книги, читаются стихи.

В вахтенном журнале ПЛ "С-13" имеется запись от 30 января 1945 года: "Обнаружен фашистский лайнер водоизмещением около 20 тысяч тонн, шедший в охранении эсминцев". Это был "Вильгельм Густлов", который считался не-потопляемым и имел на своем борту зимний сад, церковь, личные апартаменты Гитлера. В каютах спешившего на Запад лайнера находилось более 7000 человек: высокопоставленные чиновники, генералы, офицерский состав – надежда и цвет фаши-стского подводного флота (3700 офицеров для 70 новейших подводных лодок). Погоня за лайнером по мелководью (глубина моря не превышала 40–50 м) длилась около двух часов. Затем по приказу командира лодка легла на боевой курс. Начался заключительный этап атаки. "С-13" выпустила три торпеды из носовых аппаратов, и они попали в цель. Над лайнером "Вильгельм Густлов" взметнулось яркое пламя, и он ушел на морское дно.

10 февраля акустик обнаружил новый крупный конвой. Опять ночное преследование, точный удар двумя торпедами, и под воду уходит охраняемый шестью эсминцами военный транспорт "Генерал фон Штойбен". На его борту находились более трех с половиной тысяч гитлеровских солдат и офицеров. Двумя торпедными атаками Маринеско отправил на дно около 10 тысяч человек. Целая дивизия уничто-жена за один поход! Маринеско со своим экипажем один потопил почти шестую часть того, что за годы войны было потоплено на Балтике.

Сам Александр Иванович любил говорить: "На подводной лодке командир, особенно в боевом походе, – царь и бог. Видит, слышит и решает он один. Но надо знать своих людей и верить в них, так как от любого матроса зависит успех похода".

Героическая статистика

В кратчайший исторический срок наша страна, опираясь на достижения совет-ской науки и экономики, сумела построить могучий океанский ракетно-ядерный флот, ставший передовым стратегическим эшелоном Вооруженных сил СССР.

Подводные лодки демонстрировали военно-морской флаг СССР в портах Средиземноморья, Западного и Восточного побережья Африки, Центральной и Южной Америки, совершали заходы в порты Индийского и Тихого океана, первыми прошли подо льдами "макушки" Земли и водрузили флаг СССР на Северном полюсе.

Более 30 лет в период холодной войны в оперативно важных районах Мирово-го океана тогда ежедневно находилось до 40 лодок. За эти годы подводными лодка-ми ВМФ СССР выполнено более 3500 походов на боевую службу. В общей сложности подводники провели в гидрокосмосе почти 1000 лет. Рекордсменами по числу боевых служб и времени, проведенному под водой, стали на Северном флоте вице-адмирал М. Моцак – 24 боевые службы, на Тихоокеанском флоте – контрадмирал В. Довженко – 26 боевых служб. Только в период с 1993 года по настоящее время бо-лее 35 подводников были удостоены звания Героя России.

Так, в 1984 году экипаж первого тяжелого ракетного крейсера стратегического назначения 941-го проекта под названием "Акула" выполнил первый 120-суточный поход на полную автономность, по результатам которого 137 подводников были удостоены высоких государственных наград, а командир, капитан 1-го ранга А. Охольни-ков, удостоен звания Героя Советского Союза.

Укротители атома

В конце 60-х годов училище ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского и СВВМИУ стали кузницей инженерных кадров для наиболее наукоемких и перспективных образцов энергетики. В этих училищах были созданы специальные факультеты для подготовки офицеров-инженеров для атомных субмарин.

Отечественные подводные атомоходы разных проектов и модификаций "про-глатывали" выпускников училищ на месяцы и годы, требуя знаний и умений, колоссальной самоотдачи и дисциплины, в том числе и в борьбе с разбушевавшейся стихией атома. Первопроходцами в его укрощении стали воспитанники Военно-морского политехнического института Б. Корчилов, Ю. Повснев, А. Рымарь, Т. Буркулаков, С. Марков, В. Юдин и др.

Питомцы института, сменяя друг друга, осваивали дизельэлектрические и атомные субмарины в должностях командиров групп, дивизионов, электромеханических боевых частей, флагманских специалистов. Многие из них со временем возглавили электромеханические службы соединений и объединений под-водных лодок.

Институт гордится своими выпускниками-подводниками: Героями Советского Союза И. Морозовым, П. Осипенко, С. Самсоновым, Ю. Топтуновым, Р. Тимофеевым, И. Петровым; Героем России А. Рымарем; тысячами кавалеров других государственных наград.

Большую роль в повышении боеготовности флота в Военно-морском политех-ническом институте играют первопроходцы атомных и дизельных подводных лодок: контрадмиралы Г. Мироненко, И. Колесников; капитаны I ранга Ю. Баленко, О. Фатеев, Н. Щербина, Л. Гусев, В. Колосовский, В.Темнов, В. Ломоть, В. Сычиков, И. Вольский, Ю. Разумеенко, Г. Шевелев, А. Тимошенко, В. Воронков, Б. Григорьев, Г. Бурега, А. Кухарев, А. Полянский, В. Горбачев, М. Рябуха, А. Дергачев, Н.Ковецкий, Г. Катричев; капитаны II ранга: В. Рубан, А. Романов, С. Арестов, В. Митрофанов, В. Лизунов, Ю. Юдин, Г. Иванов, В. Плецовских, С. Должиков; подпол-ковник медицинской службы А. Савостиков и другие. Заслуга их не только в том, что они первыми осваивали дизельную и новейшую ядерную энергетику, но и в том, что они сумели передать свой опыт, свое умение и главное – свое самоотверженное отношение к изучению и освоению новой техники, глубокое уважение к ней и веру в ее надежность личному составу последующих кораблей и даже поколений подводных лодок, а сейчас передают свои знания и опыт курсантам.

Вспоминают подводники

Капитан II ранга В. Рубан отдал 20 лет службе на ракетных подводных крейсе-рах стратегического назначения 667 БДР и вырос от командира группы дивизиона движения до командира электромеханической боевой части (БЧ-5), совершил 17 боевых служб, 8 из них подледных, дважды побывал на Северном полюсе. Виталий Витальевич рассказывает, что особое место в его жизни заняли трансарктические походы, всплытия в полыньях и разводьях Ледовитого океана. "В походах мы изучали возможности и условия плавания и всплытия во льдах, оценивали надежность работы главной энергетической установки и общекорабельного оборудования, навигационного комплекса и штатной гидроакустической аппаратуры, – вспоминает В. Рубан. – Не всегда боевые походы шли гладко. Ядерные энергетические установки требовали огромного внимания и времени, быстрой реакции. Мне повезло, что личный состав БЧ-5, которым я руководил, проявлял чудеса изобретательности и грамотности, поэтому не было серьезных аварий и поломок. Хочу отметить, что служба была напряженной, особенно у энергетиков".

За освоение новых образцов вооружения и техники Виталий Витальевич на-гражден орденами Красной Звезды, "За службу Родине в Вооруженных силах СССР" 3-й степени и многими медалями.

"Годы службы на АПЛ, – вспоминает капитан I ранга, ветеран подразделения особого риска Леонид Борисович Гусев, – явились той жизненной школой, научным фундаментом, которые в дальнейшем сыграли самую значитель-ную роль в моем становлении как офицера, инженера-механика, ученого". Леонид Борисович за время службы на АПЛ Северного флота участвовал в 8 длительных боевых службах, принимал участие в ликвидации ядерных аварийных ситуаций.

Сегодня Леонид Борисович – известный ученый, опытный организатор и педа-гог, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор технических наук, профессор, хорошо известный в научных кругах и на флоте. Леонид Борисович разработал и возглавил программу научно-исследовательских и научных работ, посвященную повышению надежности, безопасности и живучести корабельных ЯЭУ в морских условиях эксплуатации.

Признанием научных заслуг Л. Гусева стало избрание его почетным членом Института морских инженеров (Великобритания). Леонид Борисович награжден орденом Мужества и 15 медалями.

Капитан I ранга профессор кафедры корабельных систем управления В. Коло-совский о службе на АПЛ проекта 671 РТМ (2 года) и на 971 проекте "Барс" (13 лет) вспоминает: "Мы всегда жили и служили в очень сильном напряжении, но зато в любой обстановке были на высоте. Мне время службы на лодках больше всего помнится тем, что тогда мы из морей не вылезали. Была конкретная насыщенная работа. Ведь служба на АПЛ – это образ жизни, это, как говорят некоторые подводники, особое состояние души, честность перед самим собой и соответственно, во взаимоотношении с коллективом. Здесь высокая ответственность каждого, где ошибка одного может повлечь за собой беду для всего экипажа. Этой профессии верны, как прави-ло, люди решительные, смелые, уживчивые, обладающие чувством терпимости".

За время службы на АПЛ Владислав Владимирович совершил 6 боевых служб в Тихоокеанском бассейне. За освоение головной многоцелевой подводной лодки проекта 971 "Барс" В. Колосовский награжден медалью "За боевые заслуги", имеет 13 других наград.

Школа морской выучки

Сегодня Военно-морской политехнический институт сохраняет и приумножает традиции подготовки высококвалифицированных кадров офицеров-инженеров.

Свой богатый опыт курсантам передают офицеры-подводники: капитаны I ранга С. Позырайло, В. Болтенков, А. Кожухов, А. Донник, В. Григоренко, В. Зюкин, Э. Ангени, П. Кузьмичев, Д. Харченко, С. Глухов, Я. Роговой, А. Комиссаров; капитаны II ранга А. Казаринов, О. Соколов, С. Гаврищук, А. Цебренко, А. Морозов, И. Целуйко; капитан III ранга В. Ануфриев.

Капитан I ранга С. Позырайло

К примеру, ветеран подразделения особого риска капитан I ранга С. Позырай-ло служит в должности первого заместителя начальника ВМПИ. Это опытный подводник-атомщик, прошедший путь от начальника химической службы атомных подводных крейсеров до начальника службы радиационной безопасности атомных под-водных лодок флотилии. Это были очень ответственные должности. Документы, определяющие круг обязанностей и степень ответственности начальника химической службы атомного подводного крейсера, были таковы, что он подчинялся только командиру лодки. В 2006 году Сергей Викторович участвовал в ликвидации последствий радиационной аварии на АПЛ "Тамбов", где в экстремальных условиях действовал со знанием дела, грамотно, уверенно.

За время службы на флоте он неоднократно принимал участие в государственных испытаниях новых образцов вооружения и средств РХБЗ, которые успешно были завершены и приняты на вооружение ВМФ.

Особое место в его жизни заняли 5 боевых служб, одна из них в Арктическом-бассейне в условиях сплошного льда. Вспоминая о 15-летней службе на АПЛ, Сергей Викторович рассказывает о незабываемых, впервые пережитых штормах, строгих и взыскательных подводных учителях, освоении подводного мастерства, изучении фи-зики и техники ядерных реакторов, о баллистических пусках, крылатых залпах и т. д. "То время мне дорого прежде всего добрыми взаимоотношениями в коллективе, сплоченностью экипажей и высоким чувством ответственности. Там каждый отчетливо сознавал свою роль и старался не подвести товарищей", – рассказывает капитан I ранга.

Сергей Викторович не преминул отметить командиров атомоходов, с которыми ему приходилось неоднократно выходить в море. Как он выразился, ему выпала огромная честь служить под началом опытнейших командиров, его учителей В. Попова, Н. Максимова, В. Королева, впоследствии ставших большими военачальниками, полными адмиралами.

Сегодня важнейшим в его служебной деятельности являются люди – офице-ры, мичманы, курсанты, рабочие и служащие. Опираясь на флотский опыт, обладая хорошими организаторскими способностями, практическим опытом воспитания подчиненных, он уделяет большое внимание формированию командно-методических навыков и навыков воспитательной работы у курсантов и офицеров.

Сергей Викторович умеет правильно строить служебные и дружеские взаимоотношения с подчиненными, отвечая за их моральное состояние и воинскую дисциплину. При этом он грамотно сочетает разумную инициативу и активность с исполнительностью и требовательностью. Сергей Викторович награжден медалью "За отвагу" и многими другими.

***

Дорогие ветераны, товарищи офицеры, моряки-подводники!

Большинство из вас, пройдя достойную службу на АПЛ и ДПЛ в советском и российском ракетно-ядерном океанском флоте, с честью стояли на страже госу-дарственной безопасности и национальных интересов Отечества в Мировом океане. Велика ваша заслуга в стабилизации международной обстановки и пре-дотвращении третьей мировой войны.

Объединенный Совет ветеранов ВМФ в Санкт-Петербурге и Совет вете-ранов ВМПИ сердечно поздравляет вас с Днем подводника! Большое вам спасибо за ваш ратный труд, воинскую доблесть и честь, верность флагу ВМФ и любовь к Отечеству. Для вас нерушимое подводное братство – не просто слова, а незыб-лемая боевая традиция.

Желаем вам и в дальнейшей жизни хранить устои офицерского флотского братства, крепкого вам здоровья, душевного равновесия, оптимизма, удачи во всех делах и активных долгих лет жизни.

С уважением, по поручению объединенного Совета ветеранов ВМФ в СПб

Николай ГАВРИЩУК,
член президиума Совета, капитан I ранга
на фото Заместитель начальника ВМПИ
капитан I ранга С. Позырайло.