Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Наше наследие: мемориальная мастерская скульптора-реставратора Л.М. Швецкой

2 декабря в одном из помещений дворцовых построек на улице Средней (бывшие фруктовые теплицы) в городе Пушкине состоялось торжественное открытие мемориальной мастерской скульптора-реставратора Л.М. Швецкой (1929–2012). Мероприятие проходило в рамках ХХI Царскосельской научной конференции «Образ Поднебесной. Взгляд из Европы» и стало большим событием для музея-заповедника «Царское Село», города Пушкина и Санкт-Петербурга. На церемонии присутствовали участники конференции, родственники, друзья и коллеги Л.М. Швецкой.

Символическую ленту разрезали заместитель директора по на-учной работе ГМЗ «Царское Село» И.К. Ботт и начальник отдела научной литературы и библиографии музея-заповедника Н.Г. Коршунова. Всех посетителей мастерская не вместила бы сразу, для нескольких групп экскурсию провела Наталья Коршунова. Событие она назвала знаковым, ведь это первая мемориальная мастерская реставратора послевоенного поколения.

О Л.М. Швецкой известный историк искусства, ученый и публицист А.Г. Раскин писал, что она относится к числу тех петербургских ваятелей, которые подняли профессию реставратора до уровня особого вида художественного творчества. И называл ее классиком реставрационного искусства, потому что каждое ее создание отвечало высшим требованиям искусства ваяния.

Разрушения памятников архитектуры и великих произведений искусства в годы Великой Отечественной войны носили катастрофический глобальный характер. В 1943 году на базе училища барона Штиглица было создано специальное архитектурно-художественное учебное заведение по подготовке мастеров-реставраторов разных специальностей. Через два года оно стало называться Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной. Лилия Швецкая была среди первых выпускников этого вуза. Многим реставраторам послевоенного поколения при жизни не удалось получить заслуженное вознаграждение и благодарность за невероятный подвиг воссоздания из руин национального достояния.

Всю свою творческую жизнь Лилия Михайловна Швецкая посвятила реставрации произведений пластики XVIII–XIX веков в Домике Петра I, Летнем, Меншиковском, Юсуповском, Мраморном дворцах, Петропавловской крепости, Казанском соборе, Музее этнографии и других не менее известных реставрационных объектах. Наиболее ярко ее талант проявился в работе по воссозданию Золотой анфилады Екатерининского дворца, только в Янтарной комнате ею были воссозданы 24 бушты (женские головки).
– Мы старались сохранить в мастерской дух скульптора-реставратора Л.М. Швецкой, – говорит Наталья Коршунова. – Мне кажется, нам это удалось. Невероятно трудно было представить в столь маленьком помещении все этапы ее творческой жизни, но мы постарались.  

В музее за последнее время состоялось несколько событий, посвященных памяти тех, кто возрождал из руин былое великолепие: открыта мемориальная выставка в рабочем кабинете А.А. Кедринского (1917–2003), в залах дворца, за 3-й Антикамерой размещена экспозиция, посвященная художнику-реставратору Я.А. Казакову (1915–1989), 100-летие которого в музее будут отмечать 28 декабря.

В мемориальной мастерской Л.М. Швецкой широко представлены ее барочные работы, также много портретных произведений. За стеклом витрин – награды, диплом о присвоении звания «Почетный житель города Пушкина», наградная лента. Лилия Михайловна создала серию портретов своих современников, в том числе барельефы Анны Ахматовой, А.И. Зеленовой, бюсты Э. Фальцфейна, И.П. Саутова, А.Г. Раскина и многих других. Увлечение культурами разных эпох привело к созданию рельефов, посвященных вавилонской теме, где представлены сюжеты царской охоты, изображения крылатых человекобыков. В мастерской находятся гипсовые модели китайца и двух китаянок. Над этой скульптурной группой для Китайского моста мастер работала 10 лет. На маленьком столике – уникальная книга отзывов с автографами и комментариями посетителей мастерской. Шутливую запись сделали в 1988 году экскурсоводы Ленинградского бюро экскурсий:»Средь реставраторов советских/ Навеки славно имя Швецкой./На многие желают годы/ Успехов ей экскурсоводы».

На одном из стеллажей устроители разместили гипсовые модели рук. Когда-то юная студентка Мухинского училища Швецкая пришла в разрушенный дворец и увидела тянущиеся к ней руки изуродованных скульптур. Она рассказывала, что уже в тот момент поняла, что должна, обязана помочь им. Они как будто молили ее о помощи.

«Все, что разрушено – воссоздаю/ И восполняю утраты… С кем все же рядом, в каком строю/ Должен стоять реставратор? – эти строчки Лилия Михайловна часто декламировала друзьям. Мне довелось познакомиться с ней, когда она работала в Певческой башне.

Мужественно пережила она пожар, который случился там, и переезд в другую мастерскую. Она сетовала, что во время переезда мастерской потерялся ангелочек, надеялась его найти. Только однажды мне довелось увидеть ее плачущей, когда портреты реставраторов Екатерининского дворца, выполненные ею с большой любовью, кто-то безжалостно разбил и выбросил как ненужный мусор. Создание музея, посвященного реставраторам, было ее мечтой. Не раз она поднимала эту тему на страницах нашей газеты: «С удовольствием бы стала живым экспонатом. Нельзя допустить, чтобы имена замечательных людей ушли в небытие! – говорила Лилия Михайловна. – Пока в семьях реставраторов еще хранятся воспоминания, документы, фотографии, надо сделать так, чтобы все это не попало на свалку, и при желании и согласии наследников – передано в музей. Это нужно сделать для будущих поколений, которые обязательно оценят ленинградскую школу реставраторов». Об этом же мечтают друзья, коллеги, сын Л.М. Швецкой. «Мы работали вместе с Лилией Михайловной 45 лет, – говорит реставратор-позолотчица Наталья Фомичева. – Открытие мемориальной мастерской – это праздник для всех реставраторов послевоенного времени. Швецкая была очень скромным человеком. Когда ей присвоили звание «Почетный житель города Пушкина», многие были удивлены, поскольку не предполагали, что столь известный ленинградский реставратор живет в нашем городе и трудится в этой мастерской».

«Для всех нас сегодняшнее событие является историческим, – говорит краевед Эрнст Трускинов. – Идея создать в мастерской музейную экспозицию принадлежит большой группе общественников. Над ее созданием работали больше трех лет. Труд был нелегкий.
Радостно, что он завершился. И мы все рассматриваем его как первый шаг к созданию музея истории реставрации».

Журналист Марина Кротова присоединилась к пожеланию Эрнста Валентиновича: «Мне тоже очень хочется, чтобы этот замечательный маленький музей стал отправной точкой для создания большого музея реставраторов. Не знаю пока, как он будет выглядеть и где находиться – в Петербурге или в Царском Селе, в одном большом здании или, наоборот, в маленьких филиалах. Об этом надо думать на государственном уровне, поскольку ленинградская школа реставраторов известна во всем мире, а память о людях, которые ее создали, практически не сохранилась. И это неправильно, и даже позорно. Мои родители были реставраторами, и я с удовольствием бы передала в дар такому музею имеющиеся у меня материалы».

Для Швецкой мастерская была не вторым домом, а первым. Ее сын Рома с младенчества находился рядом. «Работал моделью», – шутила она. Когда в мастерской проходили съемки художественного фильма «О любви», малыша возили на автобусе, чтобы уснул и не мешал съемкам. Кстати, в основу сюжетной линии фильма Михаил Богин положил непростую судьбу Лилии Михайловны. «Я приходил к маме в мастерскую будучи школьником, – рассказывает Роман. – Она тогда работала во дворце. Садился где-нибудь в уголок и делал уроки, потом ждал, когда она закончит работать. Обычно мы уходили домой после девяти часов вечера. Все мое детство прошло во дворце и связано с дворцом. Сегодняшнего события мы ждали долго. Я хочу выразить слова искренней признательности и благодарности группе энтузиастов во главе с Натальей Коршуновой за кропотливый труд по созданию экспозиции. К сожалению, мне не довелось принимать непосредственного участия, потому что живу в другом городе. Удивительно, что в мастерской сохранен дух мастера-скульптора, и вместе с тем это музей».

Татьяна Кузнецова, фото автора

баннер