Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Жизнь и судьба жителя г. Пушкин Бориса Владимировича Скобинского

В наши дни город Пушкин стал не только известным туристическим центром, но и большим студенческим городком. В нем размещаются учебные площадки ряда престижных вузов, в том числе военного профиля. Одно из военных учебных заведений располагается недалеко от Софийского собора – это ПВУРЭ ПВО, Пушкинский филиал Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. Наш с сестрой отец Борис Владимирович Скобинский тоже учился в "можайке", правда, в то время нынешняя академия называлась иначе – 1-е Ленинградское военное авиационно-техническое училище им. К.Е. Ворошилова.

Большую часть жизни отец носил форму – сначала военную, потом почти тридцать лет форму Гражданского воздушного флота. Доставая в День Победы из чехла парадную форму с наградами, листая страницы старых фотоальбомов, отец всегда с удовольствием вспоминал о своей непростой юности: о службе в Забайкалье, о своих однополчанах, но никогда не рассказывал о боевых действиях, в которых ему довелось принимать участие, – только незначительные или забавные эпизоды. Теперь уже трудно сказать, были эти воспоминания слишком болезненными или просто отец был сдержанным человеком, но несколько лет назад его не стало, и нам с сестрой захотелось восстановить страницы его военного прошлого. Из того, что нам удалось узнать, сложился этот небольшой очерк, который мы, дочери, посвящаем своему отцу.

Мечтал стать музыкантом…

Борис Владимирович Скобинский родился в Петрограде в неспокойном 1918-м. Его отец служил до революции коллежским секретарем на таможне, семья жила в центре города на Миллионной улице. Бурные "вихри" послереволюционного времени оставили нашу бабушку и троих детей без кормильца, поэтому сразу после окончания 10-ти классов Борис пошел работать, чтобы помочь матери "поднять" младших сестер. Скорее всего поэтому отец выбрал военную службу, хотя еще в школе играл в духовом оркестре на трубе и впоследствии не раз говорил нам о том, что всю жизнь мечтал стать музыкантом.

Младший лейтенант Скобинский Б.В. 1940 г. Забайкальский ВО.

В 1939 году отец получил свое первое воинское звание – младший лейтенант и военную специальность авиационного техника. После окончания училища он был направлен в Забайкальский военный округ, где прослужил больше десяти лет. В годы войны авиационному технику Скобинскому довелось обслуживать разные типы боевых и транспортных самолетов: Ла-5, Як-7, И-153, которые он ласково называл "ласточки", "бычки" и "ишаки". Восхищаясь как профессионал современной сложной авиационной техникой, он всегда с уважением говорил, что эти первые военные машины 40-х отличались большой надежностью и простотой в эксплуатации.

Сводный полковой оркестр, в верхнем ряду справа Скобинский Б.В. – труба с сурдиной. Конец 1940-х-нач. 50-х гг.

Отец часто вспоминал один случай, произошедший с ним во время военных действий у реки Халхин Гол в Монголии: в качестве механика он был в составе боевого экипажа, выполнявшего задание на территории Монголии. Монголия – горная страна, и это создавало определенные сложности при полетах. Однажды, возвращаясь на базу после выполнения задания, самолет с трудом смог преодолеть горный перевал. "Мы летели на "запахе топлива" и приземлились на своем аэродроме практически без моторов", – весело рассказывал отец. Он не раз вспоминал эту историю, а мы всегда смеялись вместе с ним – он был хорошим рассказчиком и умел преподнести информацию с большим юмором. Но однажды у нас все-таки возник вопрос: почему военную машину подняли в небо, не заправив необходимым для полета количеством топлива? Отец сразу стал серьезным, долго молчал, а потом все же ответил: "Мы в тот день вообще чудом остались в живых, только поняли это уже тогда, когда посадили машину и увидели стоявших на взлетно-посадочной полосе командира и техника с непокрытыми головами, без фуражек… А когда покинули борт и осмотрели свой самолет, то осознали – мы долетели на "дуршлаке". В ходе выполнения боевого вылета, Ла-5 был подбит с земли – весь корпус самолета буквально изрешетило пулеметной очередью, одна из пробоин пришлась на бак с топливом, который, к счастью, не взорвался, никто из членов экипажа не был даже ранен. Неисправная машина, потеряв практически весь запас бензина, только благодаря мужеству и мастерству пилота и, как не раз подчеркивал отец, благодаря простой и прочной конструкции самолета, смогла вернуться на свой аэродром...

Особые медали

За 25 лет, отданных службе Отечеству, Борис Владимирович Скобинский не раз удостаивался правительственных наград. Мы всегда с гордостью смотрели на него 9 мая, когда он облачался в парадный китель, с обеих сторон груди сверкавший золотом и эмалью орденов и медалей. Есть среди них три особенные – медали "За победу над Японией", "За оборону Шанхая" и "Китайско-советская дружба". Об этих редких наградах и связанных с ними событиях хотелось бы рассказать отдельно.

Штаб Забайкальской авиабазы находился в Чите, а аэродром – примерно в 30-ти километрах, в небольшом поселке Домна. В Домне и сейчас располагается военный аэродром, а в поселке живут около 7 тысяч жителей – семьи летчиков, авиационных техников, персонала аэродромной обслуги. Сейчас – это современная воинская часть, а в 1939 году аэродром был еще молод. Стратегически это очень важная территория – по Забайкальскому военному округу проходит граница с Китаем, длина которой почти 1000 км. Город Чита, поселок Домна и военный аэродром находятся в котле, со всех сторон окруженном горами и горными хребтами, по этой территории проходит одна из важнейших железнодорожных трасс – Транссибирская магистраль: не случайно в предвоенные годы там был размещен крупный военный гарнизон.

В 1939 году, когда младший авиационный техник Б.В. Скобинский прибыл по месту назначения в 351-й истребительный авиационный полк, дислоцированный в районе Читы, наша страна уже стояла перед угрозой войны – со стороны Запада нарастала германская агрессия, а с Востока грозила нападением Япония. К 22 июня 1941 года, когда фашистские войска вероломно напали на нашу страну, территория СССР была поделена на 16 военных округов. В условиях начавшейся войны это число сократили, а часть округов сразу же стали действующими фронтами, как, например, Западный фронт. Остальные округа вдоль границ, где можно было ожидать нападения, стали фронтами, но недействующими – они жили в режиме боевой готовности, находились в состоянии ожидания возможных в любой момент военных действий. Таким недействующим до времени считался Забайкальский фронт. В течение 1941–1943 годов Забайкальский и Дальневосточный фронты прикрывали советские приграничные регионы от вторжения японских войск, сосредоточенных в Манчжурии, Корее, на Сахалине и Курильских островах.

В Забайкалье отец встретил свою первую любовь – Нину Марухненко, которая стала его женой, боевой подругой и матерью старшей дочери Валентины, родившейся в марте 1945 года, когда, казалось, что война уже скоро кончится. Через два месяца, 9 мая 1945 года, над зданием Рейхстага в Берлине взвился советский флаг – фашистская Германия капитулировала и военные действия в Европе завершились победой Советского Союза, но в Забайкалье все только начиналось. Об этих события и по сей день мало написано, наверное, историкам еще только предстоит открыть эту малоизвестную страницу. Не будучи специалистами в области военной истории, мы, тем более, не беремся комментировать или пересказывать военные действия в районах границы с Китаем в конце 40-х – начале 50-х годов прошлого века. На этот период у нас есть лишь фотографии в альбомах старшей из дочерей Скобинского Валентины, ее детские воспоминания и официальная информация о времени и причинах вручения отцу наград.

В послужном списке Б.В. Скобинского есть такая запись: "24.2.1945–2.2.1951. Заместитель командира авиаэскадрильи. 351-й Истребительный Авиационный полк, 245 Истребительной Авиационной дивизии, Забайкальский фронт. Пр. №…". Из исторических источников известно, что 351-й авиаполк 245-й истребительной дивизии входил в состав 12-й Воздушной армии, которая принимала участие в Советско-японской войне. Это – один из самых коротких в истории войн вооруженных конфликтов, который продолжался меньше месяца – с 9 августа по 2 сентября 1945 года. События разворачивались на большой территории, которая охватывала Манчжурию, Корею и острова Сахалин и Курильские. При всей кажущейся незначительности этих событий в них с обеих сторон были задействованы огромные по численности силы противников – только с советской и монгольской сторон в военных действиях приняли участие около двух миллионов солдат, больше пяти тысяч самолетов союзников. В этой "малой" войне Советский Союз потерял около 70 боевых самолетов.

28 апреля 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1945 года старший техник-лейтенант Скобинский был награжден медалью "За победу над Японией".

Эскадрилья, в которой служил отец, в течение нескольких лет была дислоцирована в Китае. К сожалению, точных дат и последовательность событий на этот период его службы выяснить не удалось, поэтому мы ориентировались по годам, проставленным на фотографиях.

Дальний (Китай). Китайский («гоминьдановский») городок. Командир эскадрильи вручает Скобинскому Б.В. медаль «За оборону Шанхая», 1951 г.

И вот мы, две сестры, раскладываем на столе старые альбомы, на страницах которых аккуратно наклеены руками первой жены отца Нины Семеновны Скобинской, рано ушедшей из жизни, фотографии 40-х и 50-х годов. Находим один из снимков: размытое нечеткое изображение – на фоне небольшой лужайки стоит группа офицеров авиаполка, командир эскадрильи вручает Б.В. Скобинскому знак "За оборону Шанхая", внизу снимка надпись: "51".

Старшая дочь Валентина вспоминает: "Я была совсем маленькой, когда вместе с родителями мы и другие семьи офицеров авиаполка, где служил отец, жили в Дальнем. Мы размещались в небольшой части города, которую взрослые называли "гоминьдановские дома". Из своего детства я не помню никаких военных событий – мы жили в Дальнем мирно, правда, временами в городке оставались только женщины и дети – отцы улетали в командировку. Так нам говорили, теперь я понимаю, что тогда в районе Шанхая еще продолжались военные действия. Официально советские войска в Китае выполняли дружественную миссию – обучали китайских военных и техников работе с современной авиатехникой".

Как отражение того периода среди наград отца хранится еще одна медаль. В переводе прилагаемой к медали наградной книжки (написанной китайскими иероглифами) сказано: "В ознаменование XXXV годовщины Советской Армии и 3-й годовщины со дня подписания Советско-Китайского Договора "О дружбе, союзе и военной помощи" военнослужащему Советских войск, находящихся согласно Советско-Китайскому Договору... в районе Порт-Артур (Китай) вручена юбилейная медаль "Китайско-советская дружба".

Чтобы помнили

После ухода в отставку в 1958 году отец вновь вернулся в родной Ленинград, здесь обрел свою вторую семью и еще более тридцати лет продолжал служить родной авиации – работал на авиационно-технической базе аэропорта "Пулково". С конца 50-х и до начала 2000-х, когда его не стало, Б.В. Скобинский жил в Пушкине. Но это, как говорится, "уже совсем другая история".

…Отец очень любил свою профессию авиационного техника, гордился ею и относился к работе со всей присущей военному человеку ответственностью, ведь у каждого своя взлетная полоса. У некоторых она оказывается длиною в целую жизнь…

Слишком многое важное в нашей жизни мы оставляем "на завтра", "на потом", а ведь это "потом" может и не наступить. Уходит из жизни целое поколение героев – наши ветераны, и только наше внимательное отношение к ним сможет сохранить в памяти их подвиг, чтобы знали наши внуки и правнуки, как выжили и победили их отцы, деды, прадеды.

Эмилия Скобинская, 
Валентина Седова

P.S. Незадолго до торжеств, посвященных 70-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне, мы с сестрой приняли решение весь собранный материал о боевом прошлом нашего отца Бориса Владимировича Скобинского вместе с его наградами передать в один из музеев Петербурга, где, как мы надеемся, они займут достойное место в экспозиции, посвященной истории советской авиации Забайкальского военного округа в годы Великой Отечественной войны.

На фото:

Младший лейтенант Скобинский Б.В. 1940 г. Забайкальский ВО.
Сводный полковой оркестр, в верхнем ряду справа Скобинский Б.В. – труба с сурдиной. Конец 1940-х-нач. 50-х гг.
Дальний (Китай). Китайский («гоминьдановский») городок. Командир эскадрильи вручает Скобинскому Б.В. медаль «За оборону Шанхая», 1951 г.

баннер