Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Флагман детской ортопедии / Институту нужен реабилитационный центр

Руководство Научно-исследовательского детского ортопедического института им. Г.И. Турнера (НИДОИ им. Г.И. Турнера) – флагмана российской детской ортопедии – не теряет надежду, что в ближайшее время крупнейшее медицинское учреждение обзаведется реабилитационным центром. Согласие с тем, что центр учреждению жизненно необходим и должен быть построен, выразила в ходе недавно состоявшегося гостевого визита в институт заместитель председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец. В сопровождении директора института Алексея Баиндурашвили, а также заместителя министра здравоохранения Российской Федерации Татьяны Яковлевой и вице-губернатора Санкт-Петербурга Ольги Казанской чиновник познакомилась с деятельностью института и спектром сложнейших операций, которые ежедневно проводят врачи. Ольга Голодец взяла вопрос под личный контроль и поручила своим подчиненным проработать пути его решения. О том, каким должен стать реабилитационный центр института и где он будет располагаться, рассказал директор института им. Г.И. Турнера, главный детский травматолог-ортопед Санкт-Петербурга, заслуженный врач Российской Федерации, член-корреспондент РАН Алексей БАИНДУРАШВИЛИ.

– Алексей Георгиевич, теперь, благодаря поддержке на высоком уровне, проект создания центра имеет более реальные перспективы. Ольга Юрьевна выразила понимание ваших чаяний. Как договорились работать?

– Мы рады, что нас услышали на высоком уровне и благодарим за поддержку. Реабилитационные центры при медицинских учреждениях есть во всем мире. Сегодня и у медиков и в правительстве есть понимание: после операции и двух недель на койке отделения пациенту требуется продолжительный этап физической, психологической и социальной реабилитации. И проводиться она должна не дома, где нет нужных условий, а в реабилитационном центре под присмотром врачей и соцработников. Лет пять назад мы задумались: что же получается? Ребенок, который приехал из Благовещенска, Иркутска, Саратова, Владивостока, занимает койку, которая должна быть предоставлена только что прооперированному пациенту. А койко-место дорогое. Но дело даже не в финансовой составляющей, а в том, что койку не может занять следующий ребенок, стоящий на очереди на операцию. И получается, что мы и прооперированного выписать не можем – его страшно отдать даже родителям, потому как они не знают, как ухаживать за ребенком, и нового больного принять тоже не можем. Замкнутый круг. Поэтому было принято решение: у института должен быть реабилитационный центр.

– Принять решение – дело быстрое. А вот сделать первые шаги всегда непросто… Но для вас добиваться поставленных целей стало обычной практикой. За годы вашего руководства институт вышел на новую фазу развития. Насколько я помню, когда в 2005 году вы вступили в должность, вам пришлось решать массу проблем, начиная от завершения капитального строительства лечебного корпуса в 2009 году, который 20 лет имел статус долгостроя, кончая ремонтом крыш старых корпусов и закупкой современного медицинского оборудования. Тогда вам помощь оказал президент России Владимир Владимирович Путин…

– Помощь первого лица государства была неоценимой. Институт приобрел новый корпус на 200 коек с комфортабельными палатами, оснащенный десятью новыми операционными, новейшей техникой, диагностической и лечебной аппаратурой. Были открыты новые отделения – артрогрипоза, челюстно-лицевой хирургии у детей, отделение двигательной реабилитации. Создан Федеральный детский центр повреждений позвоночника и спинного мозга.

Еще одним нашим достижением стало завершение реконструкции исторического здания в Петербурге на Лахтинской улице, где уже принимает пациентов диагностический лечебный центр. До ремонта здание там было в ужасном состоянии. За эти годы институт, единственный в России, дважды был удостоен премии "Призвание", которая присуждается лучшим врачам России.

– Теперь у вас новые задачи – создание реабилитационного центра. Как генерировалась идея, с чего пришлось начать?

– Я не хочу вдаваться в подробности и в историю, как проходила подготовка к проектированию объекта, но волею судеб в 2012 году здание и сооружения, находящиеся на территории бывшего военного училища общей площадью 3,6 гектара, где расположен дворец княгини Палей и несколько поздних сооружений 1950–1980 годов, были переданы институту. Это столовая, казармы, клуб и спортивный зал. Они находятся в глубине территории, их состояние ужасно, и не предполагает восстановление. На земле полностью произведены обмеры, сделано межевание территории, и она передана нам в бессрочное пользование.

Проектирование реабилитационного центра завершено и в настоящее время проект находится на согласовании в Госэкспертизе. Помощь в работе нам оказали представители городской и районной администраций. Для всех очевидным было одно – центр должен располагаться в Пушкинском районе недалеко от института, чтобы связь между врачами и больными не прерывалась.

– Каким будет реабилитационный центр?

– Он объединит все лучшее, что есть сегодня в медицине. Комплекс будет трехэтажным. В состав центра войдут пять палатных отделений на 200 коек, отделения приема и оформления пациентов, реабилитационное отделение, блоки психолого-педагогического и административно-бытового назначения, общежитие-гостиница для родителей на 150 мест, под это будет приспосабливаться здание бывшего медпункта, переданное институту в 2014 году. В двух из пяти палатных отделениях будут находиться дети дошкольного возраста. Еще два предусмотрены для младших школьников по 40 детей в каждом. Пятое отделение – для среднего и старшего возраста. В каждом отделении будут вспомогательные помещения, в том числе процедурная, перевязочная, гипсовая, буфеты, игровые классы. Для персонала предусмотрены кабинеты заведующего, старшей медсестры, ординаторская, комната персонала.

В психолого-педагогическом блоке детей будут адаптировать к жизни в социуме. Для них оборудуют специальные прогулочные площадки во дворе центра. Спроектирован актовый зал для праздников и массовых мероприятий. Предусмотрена возможность психолого-коррекционной работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями. Запланирован класс по обучению навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю. Родители тоже не останутся без внимания: наши специалисты подскажут им, что нужно делать, чтобы ребенок, который перенес операцию, стал самостоятельным. Хочу подчеркнуть, что проекта, который бы предусматривал совместную работу института и реабилитационного центра, возведенного поблизости, в России еще нет. В отечественной традиции всегда было заведено отправлять пролеченного ребенка в санаторий, но мы ориентируемся на европейский опыт.

– Центру предстоит разместиться по соседству с дворцом княгини Палей. Какова дальнейшая судьба историко-архитектурного объекта?

– Дворец княгини Палей – это жемчужина Царского Села. Понимая ответственность, которую на нас возложил город, мы привлекли к разработке проекта центра лучших специалистов, зарекомендовавших себя в северной столице. Сейчас, к сожалению, дворец находится в плачевном состоянии. Мы понимаем сложность ситуации и осознаем, каков объем предстоящей работы: нам предстоит одновременно строить и воссоздавать. Задачи перед нами архисложные. Посудите сами, если бы нужно было строить на пустом месте, трудностей было бы куда меньше. А так у нас впереди масса согласований. Но мы не боимся ни бумажной волокиты, ни сложностей строительства.

Проектированием центра занимается известный в России и Европе архитектор Никита Игоревич Явейн – руководитель архитектурного бюро "Студия 44", профессор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, действительный член Российской академии архитектуры и строительных наук. Он очень сильный специалист, архитектор с археологическим уклоном, патриот Санкт-Петербурга и Царского Села. Для нас он своего рода внутренний цензор, который не особенно-то нам позволяет увлекаться фантазиями. Благодаря его мнению, мы приняли правильное решение – на время строительства законсервировать дворец по всем правилам, предотвратив, таким образом, его дальнейшее разрушение, за что я ему очень благодарен. Параллельно мы привлекаем людей, которым не безразлична судьба города. Мы работаем плечом к плечу с такими профессионалами, рядом с которыми трудности нас не пугают. К восстановлению исторического здания мы приступим, возможно, параллельно со строительство центра, заручившись поддержкой города и правительства Санкт-Петербурга.

Татьяна ШАПОВАЛОВА

Редакция "Царскосельской газеты" благодарит за содействие в организации интервью заместителя директора НИДОИ им. Г.И. Турнера Владимира Александровича Маслова.

баннер