Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Художники "Царскосельской коллекции"

Государственный музей "ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ" основан в г. Пушкине в 1991 г. В коллекции собрано более четырех тысяч живописных и графических произведений. Это в основном работы представителей "неофициального искусства" – ленинградского и московского андеграунда 20–90-х гг. прошлого века.

В экспозиции представлены работы таких мастеров, как Владимир Стерлигов, Вера Ермолаева, Николай Костров, Константин Рождественский, Михаил Матюшин, Владимир Гринберг, Павел Басманов, Дмитрий Митрохин.

Владимир Стерлигов

Художники Царскосельской коллекции. Владимир Стерлигов

Выдающийся живописец ХХ века Владимир Васильевич Стерлигов родился в Варшаве в 1904 г. Семья его принадлежала к родовитому дворянству. Отец Василий Николаевич преподавал в университете историю. Мать София Яковлевна была учительницей.

После революции Стерлигов учился на летных курсах, служил в Красной армии. Он пишет стихи, интересуется живописью. В 1926 г. поступает практикантом в отдел живописи Государственного института художественной культуры, создателем и лидером которого был К. Малевич. Перед институтом ставилась амбициозная задача – выработка "универсальной художественной методологии". Работа над ней шла как в теоретическом, так и в практическом плане. Результаты этих исследований имели и прикладной характер. Располагался институт на Исаакиевской площади в Ленинграде. Однако в результате нападок недоброжелателей он прекратил свое существование. Большая часть сподвижников К. Малевича, в том числе Стерлигов, покинули его стены.

Новым центром авангардного искусства становится Дом печати. Основным способом заработка для художников в то время служила книжная графика. В журналах для детей "Чиж" и "Ёж" под редакцией С.Я. Маршака работали В. Ермолаева, В. Стерлигов и другие талантливые художники. Именно здесь можно было не только иллюстрировать известных авторов – Д. Хармса, А. Введенского, Н. Заболоцкого, но и писать свои тексты, что и делал Стерлигов. В 1932 г. он был принят в Союз художников, однако благосостояния это ему не принесло. По-прежнему он перебивался случайными заработками: оформлял этикетки в парфюмерном объединении и т. п.

Арест Стерлигова, Ермолаевой и их учеников, обвиненных в антисоветской деятельности, последовал неожиданно в конце 1934 г. Поводом послужили иллюстрации В. Ермолаевой к произведению Гете, которые показались властям пародией на политический режим. После продолжительного и мучительного процесса Стерлигов был отправлен в Степной лагерь в Казахстане. Там художник оформлял клуб и обслуживал различные лагерные мероприятия. Стерлигов тяжело болел, и только самоотверженная и квалифицированная врачебная помощь спасла ему жизнь. После досрочного освобождения он жил в Караганде, занимался созданием там Союза художников. Всячески стремился вернуться в центральную Россию. Часто нелегально приезжал в Москву, жил у знакомых, выполнял случайную работу (оформлял павильоны выставок, которые тогда были популярны, работал в книжной графике). С начала войны сражался на фронте (на Карельском перешейке), был контужен, от чего страдал всю жизнь сильными головными болями. Переехал на временное жительство в Алма-Ату, где встретил свою будущую жену – замечательную художницу, ученицу П. Филонова Т. Глебову.

После войны они возвращаются в Ленинград и долгое время живут в маленькой комнатке, где было практически невозможно заниматься живописью. Писал акварелью, преподавал частным образом. Первые выставки работ Стерлигова проходили в мастерских его учеников при неодобрительном отношении к нему Союза художников и властей. Главной темой его работ в 50-е годы становится Новый Завет.

В 60-е годы вырабатывается неповторимая стерлиговская структура живописного пространства, называемая "Чаша – купол". Его работы в это время наполняются цветными сферами, которые пересекают друг друга, создают прекрасную музыку цвета. Мягкий и чистый свет, фигуры ангелов наполняют мир его полотен, говоря о духовном наполнении жизни и творчества художника. Для Стерлигова важнейшим в общении со зрителем был разговор об основах мироздания, которое не ограничивалось видимым и осязаемым миром повседневности.

Владислав ЛАВРОВ,
зав. научным отделом музея
"Царскосельская коллекция"

баннер
баннер