Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Штрихи к портрету контр-адмирала

10 августа Юрию Михайловичу Халиуллину, заслуженному деятелю науки Российской Федерации, доктору технических наук, профессору, контр-адмиралу исполняется 70 лет.

Штрихи к портрету

К своему славному юбилею Юрий Михайлович пришел во всеоружии – с большим багажом знаний, опыта и профессионального мастерства, приобретенного неустанным ратным трудом и стремлением к творческим вершинам. У него за плечами большой и славный жизненный путь, наполненный добрыми делами и поступками. О его службе и жизни можно писать отдельную книгу.

СУДЬБА МОРЯКА

Родина Юрия Михайловича – д. Анисимова поляна Шаранского района Башкирской АССР, где он родился 10 августа 1943 г. Юношеские годы прошли в г. Верхнеднепровске Днепропетровской области, куда семья Халиуллиных переехала в 1950 г. Украина стала его второй родиной. После окончания средней школы в 1960 г. Юра работал литсотрудником в районной газете, позже – в тресте "Днепрметаллургстрой" рабочим.

Свой служебный путь он начал в 1962 г., когда был призван в Военно-морской флот, в третий Балтийский флотский экипаж. Мечтая стать офицером, Юрий в 1963 г. поступил в Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище. После его окончания в 1968 г., несмотря на свой красный диплом, он выбрал местом службы Камчатку. Сожалений о том, что молодые годы прошли вдали от Большой земли, у него нет. Что такое море Юрий Михайлович, конечно же, знает не понаслышке. Взойдя на корабельную палубу сторожевого корабля "Лунь" командиром машинно-котельной группы, он дослужился до помощника флагманского инженера-механика бригады, пройдя десятки тысяч миль.

Его судьба – это судьба моряка, а не "паркетного адмирала". В ней было все: недели и месяцы без берега, боевая служба в Курильских проливах, далекие чужие страны и до боли родные, промерзшие сопки. Кто служил на Камчатке, знает эту романтику. Выходишь из Авачи за ворота, и сразу – океан. Выходишь в июне, а вокруг еще сопки в снегу. Сразу чувствуешь, что это Камчатка, а не Сочи. Это поистине край земли. "Широта-то крымская, а долгота – колымская…" Служба там для моряка интересная, хотя и тяжелая, но любимая. Он был молод, полон сил.

С отличием окончив Военно-морскую академию им. Н.Г. Кузнецова, он снова уехал на край земли, отдаленный от Москвы девятью часовыми поясами. Занимая высокую ответственную должность заместителя командира бригады по электромеханической части, отвечая за положение дел на кораблях, он оставался настоящим моряком, ежедневно старался побывать на одном из кораблей, проверить состояние материальной части, готовность к выходу в море, а при необходимости и самому уйти в дальний поход.

В непростых условиях приходилось решать задачи боевой службы. Сложность заключалась в том, что службу надо было нести на виду у противника и при его противодействии. Тем не менее, экипажи кораблей и подводных лодок, проявляя свое мастерство, успешно решали поставленные задачи. Юрий Михайлович сумел организовать офицеров и личный состав электромеханических боевых частей так, что все работали дружно, с увлечением, вкладывали в дело всю творческую силу. Нужны были чувство высокой ответственности за порученное дело, железные нервы, и он, как и многие другие офицеры, их имел.

Как все-таки судьба играет человеком! Второй срок службы на Камчатке заканчивался, и в апреле 1979 г. Халиуллин дал согласие на неожиданное предложение вице-адмирала Б.А. Лапшина, начальника Ленинградского высшего военно-морского инженерного училища им. В.И. Ленина, занять должность заместителя начальника 1-го факультета по учебной работе. Однако с флота его долго не отпускали. Только в феврале 1980 г. капитан 2-го ранга Ю.М. Халиуллин прибыл служить в училище. Он начал усиленно заниматься учебным процессом и наукой, как вдруг последовало второе неожиданное предложение, теперь уже от заместителя Главнокомандующего ВМФ по эксплуатации – начальника Главного технического управления ВМФ адмирала В.Г. Новикова, занять должность начальника технического отдела Камчатской флотилии.

Для Юрия Михайловича, как и для многих его сослуживцев-патриотов, приоритет общественного над личным никогда не подвергался сомнению. И когда ему в очередной раз предложили вернуться на Камчатку, он не отказался. Это было третье возвращение на краснознаменный Тихоокеанский флот.

Политика "холодной войны" тех лет была отмечена динамичным усилением атомного ракетно-ядерного флота мировых держав. В СССР это время получило название золотого периода атомного кораблестроения. Это была замечательная пора рождения океанского ракетно-ядерного флота. Ежегодно в соединения флотов поступали все новые и новые корабли различных проектов со сложными автоматизированными системами управления и мощными энергетическими установками. Это были годы, когда флот, как говорится, рос не по дням, а по часам. В боевой службе много тогда было места для романтики и сверхчеловеческого напряжения. Таким романтиком, человеком государственного масштаба был и Ю.М. Халиуллин. Находясь в своей должности с марта 1982 г. по март 1987 г., он непосредственно руководил боевой подготовкой личного состава электромеханических боевых частей. На его плечи был возложен непомерный груз ответственности за готовность кораблей к боевым службам. Ему постоянно приходилось находиться в море в составе походного штаба флотилии. Тогда ежегодно проводилось несколько десятков командно-штабных учений. Конечно же, были и поломки материальной части. Но трезвая оценка ситуации, четкость принимаемых им решений и твердость распоряжений практически всегда давали положительный результат. Он вел активную разъяснительную работу не только с командирами кораблей и командирами БЧ-5, но и со всем личным составом.

С марта 1987 г. он – начальник технического управления краснознаменного Черноморского флота, а с марта 1989 г. – заместитель командующего Черноморским флотом по эксплуатации и ремонту. В это время служба на ЧФ стала серьезной школой для всего личного состава матросов, старшин и офицеров кораблей, береговых служб, практической проверкой руководящего состава. Когда началась "перестройка", метко названная философом и писателем А. Зиновьевым "катастройкой", в дни "послепутчевского" противостояния с украинскими властями, началась борьба за единство Черноморского флота. И здесь Юрий Михайлович проявил настойчивость, житейскую мудрость и политическую гибкость в решении сложных проблем и достижении цели. Несмотря на бушующие политические страсти, флот продолжал служить надежным инструментом защиты национальных интересов государства.

ALMA MATER

Вершиной его службы стала должность начальника Ленинградского высшего военно-морского инженерного училища им. В.И. Ленина. Трудолюбие, способность к глубокому анализу, умение находить место и меру ответственности каждого руководителя, разбираться в людях, несомненные лидерские качества позволили Юрию Михайловичу в 1992 г. успешно возглавить ЛВВМИУ им. В.И. Ленина, спустя 24 года после выпуска. Ему вручили полуторатысячный коллектив, и он стал умело и щедро передавать свой богатый флотский опыт и глубокие знания профессорско-преподавательскому составу и курсантам.

Но и в училище, после флота, забот не убавилось. В связи с реорганизацией училищ ему пришлось заниматься обустройством новых факультетов и кафедр, переведенных из Севастополя и из училища им. Ф.Э. Дзержинского, оснащением их новыми действующими образцами вооружения и военной техники, лабораторными установками и тренажерами.

На посту начальника ЛВВМИУ им. В.И. Ленина Юрий Михайлович оставался образцом колоссального трудолюбия и преданности флоту. Он умело сочетал сложную и ответственную службу с научной деятельностью, никогда не останавливался на достигнутом, постоянно стремился к углублению своих теоретических знаний, совершенствованию мастерства. Круг его научных интересов был разнообразен, они всегда были связаны с нуждами флота и реализовывались на практике. Ю.М. Халиуллин – автор более 120 научных работ, в том числе трех учебников и двух монографий, более 20 изобретений. Под его руководством защищено 8 кандидатских и 3 докторских диссертаций. Более 15 лет он является председателем диссертационного докторского совета в трех вузах. Он – академик Санкт-Петербургской инженерной академии и Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы, старшина Санкт-Петербургского морского собрания.

Его высокий уровень специальных знаний убедительно подтвержден успешной защитой диссертаций и присвоением ему ученых степеней: кандидата технических наук – 22 января 1991 г. и доктора технических наук – 31 января 1997 г. В 1993 г. ему было присвоено ученое звание профессора.

Исключительные организаторские и дипломатические способности Халиуллина в очередной раз в 1998 г. проявились в сложной обстановке при объединении двух училищ. Постановлением Правительства РФ № 1009 от 29 августа 1998 г. старейшее военно-морское учебное заведение ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского решили объединить с ЛВВМИУ им. В.И. Ленина. На базе этих двух училищ был сформирован Военно-морской инженерный институт, обязанности начальника которого стал исполнять Ю.М.

Халиуллин. Только благодаря ему, вдумчивому, спокойному, уравновешенному и знающему свое дело, удалось сохранить систему, четко и безотказно действующую по своему предназначению. Обладая удивительным и редким талантом объединять самых разных людей на выполнение сложных задач, он сумел сплотить вокруг себя коллектив единомышленников и направить деятельность личного состава института на дальнейшее совершенствование профессионального образования и воинского воспитания.

Несмотря на постоянную большую загрузку, он принимал активное участие в общественной жизни Санкт-Петербурга и Пушкина, в подготовке к празднованию 300-летия Российского флота, в открытии мемориальных досок воспитанникам морской роты Александровского кадетского корпуса. Юрий Михайлович внес также весомый вклад в возрождение Вознесенского (Софийского) собора, часовни святителя Николая Чудотворца на Казанском кладбище, за что в 1999 г. был награжден патриархом Московским и всея Руси Алексием орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени, грамотами митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и благочинного Царскосельского округа протоиерея Геннадия Зверева. Это говорит о культуре, высокой человечности и большой душевной чистоте Ю.М. Халиуллина.

Восемь лет он достойно нес на своих могучих адмиральских плечах должность начальника училища–института, сохраняя в трудные годы на плаву кадры и образовательный процесс. В настоящее время Юрий Михайлович является профессором кафедры дизельных установок Военно-морского политехнического института. Одно из многих его достоинств – способность убедительно выступать перед слушателями: он зажигает и увлекает любую аудиторию.

ЖИЗНЬ КАК ЭПОХА

Заслуги Ю.М. Халиуллина, его ратный труд по достоинству оценены государственными наградами. На его парадной тужурке ордена "За службу Родине в Вооруженных силах СССР" III степени, "За военные заслуги", многочисленные медали. Эти награды говорят о признании того вклада, который внес в становление нашего флота Юрий Михайлович. Он также дважды был награжден почетным именным оружием – кортиком: первый раз в 1993 г. министром обороны РФ и второй – в 1996 г. Главнокомандующим ВМФ в честь 300-летия Российского флота. В числе его наград – сертификат персонального участника петербургского ежегодника "Известные и влиятельные люди города", в котором сказано: "Оценивая личные заслуги перед Санкт-Петербургом, редакционная коллегия настоящим сертификатом удостоверяет: Халиуллин Юрий Михайлович является одним из 1417 наиболее влиятельных и известных людей Санкт-Петербурга за 1998 г." Природный ум, тяга к знаниям позволили ему стать корабельным инженером-механиком, адмиралом. Его жизнь – это целая эпоха в истории нашей страны. Служба была его работой, которую он добросовестно выполнял в течение 38 лет. Он стал хозяином своей судьбы, избрал Военно-морской флот по призванию, профессию корабельного инженер-механика по душе, подругу жизни Татьяну Николаевну – по сердцу.

На вопрос автора статьи "Как увязать возрастающую значимость Мирового океана и вытекающую из этого потребность России в мощном ВМФ?" Юрий Михайлович ответил: "Сегодня флот и страна находятся в условиях, резко отличающихся от условий даже десятилетней давности. Сейчас понимание роли ВМФ нашло практическое отражение на государственном уровне, приняты концептуальные документы, определяющие морское будущее России. История свидетельствует: когда крепнет экономика, растет и флот. Это было в 1910–1914 гг. и после Гражданской войны и после Великой Отечественной… Сейчас ведь тоже идет война – война экономическая. Вред от нее не меньше, чем от любой другой. Но она скоро закончится. И Россия, вне всякого сомнения, поднимется с колен, возродив в том числе и свое морское могущество".

Человеческое обаяние, высокое чувство ответственности, принципиальность и требовательность, творческая активность, честность в отношениях с людьми снискали Юрию Михайловичу всеобщее уважение и авторитет руководителей промышленных предприятий судостроения, крупных научных центров, адмиралов и офицеров ВМФ и всего личного состава института.

Командование, ученый совет и совет ветеранов Военно-морского политехнического института поздравляют Юрия Михайловича с юбилеем, выражают ему сердечную благодарность и признательность за многолетнюю и безупречную службу и научно-педагогическую деятельность, желают доброго здоровья, долгих счастливых лет жизни, благополучия, душевного равновесия, удачи во всех начинаниях и дальнейших успехов в деле укрепления обороноспособности страны. Пусть счастливая звезда, под которой вы родились, и дальше ведет вас по курсу и щедро дарит только радость.

По поручению
командования, ученого совета и совета ветеранов ВМПИ
Николай ГАВРИЩУК,
член-корреспондент ПАНИ, капитан 1-го ранга в отставке

В любви и верности

3 сентября 2013

Эхо волхонки

3 сентября 2013

баннер
баннер