Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Памяти поэта

15 января по новому стилю мы будем отмечать 125-летие со дня рождения Осипа Мандельштама. В России это событие решено отпраздновать на национальном уровне. В рамках юбилейной даты пройдут лекции, круглые столы, вечер памяти, концерты.

О старте поэтической акции в Петербурге, которая объединит города разных регионов России и разных стран, связанных с именем Мандельштама рассказали на пресс-конференции в информационном агентстве ТАСС директор музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме Нина Попова и заместитель директора музея Анна Соколова. 15 января на портале «Культура.ру» известные деятели культуры из городов, где бывал Мандельштам – Воронеж, Москва, Петербург, Тбилиси, Киев, Одесса, прочтут его стихи. Затем фрагменты этого видеоряда планируется показывать в государственных кинотеатрах города.

Кстати, имя Осипа Мандельштама было тесно связано и с Царским Селом (о чем не упомянули музейщики). Он бывал здесь неоднократно и в разное время жил, правда, недолго. Об этом периоде пишет в своих воспоминаниях Анна Ахматова: «…В 1925 году я жила с Мандельштамами в одном коридоре в пансионе Зайцева (несохранившийся дом № 1 на ул. Московской – прим. ред.) в Царском Селе. И Надя, и я были тяжело больны, лежали, мерили температуру, которая была неизменно повышенной, и, кажется, так и не гуляли ни разу в парке, который был рядом. Осип Эмильевич каждый день уезжал в Ленинград, пытаясь наладить работу, получить за что-то деньги. Там он прочел мне совершенно по секрету стихи к О. Ваксель, которые я запомнила и также по секрету записала («Хочешь, валенки сниму…»). Там он диктовал П.Н. Лукницкому свои воспоминания о Гумилеве.

Одну зиму Мандельштамы (из-за Надиного здоровья) жили в Царском Селе, в Лицее. Я была у них несколько раз – приезжала кататься на лыжах. Жить они хотели в полуциркуле Большого дворца, но там дымили печи и текли крыши. Таким образом возник Лицей. Жить там Осипу не нравилось. Он люто ненавидел так называемый «Царскосельский сюсюк» Голлербаха и Рождественского и спекуляцию на имени Пушкина…

Была я у Мандельштамов и летом в Китайской деревне, где они жили с Лившицами. В комнатах абсолютно не было никакой мебели, и зияли дыры прогнивших полов. Для Осипа Эмильевича нисколько не было интересно, что там когда-то жили и Жуковский, и Карамзин. Уверена, что он нарочно, приглашая меня вместе с ними идти покупать папиросы или сахар, говорил: «Пойдем в европейскую часть города», будто это Бахчисарай или что-то столь же экзотическое. То же подчеркнутое невнимание в строке: «Там улыбаются уланы…» В Царском сроду улан не было, а были гусары, желтые кирасиры и конвой…» (А. Ахматова «Страницы прозы», Москва, издательство «Правда», 1989 г.).

А 27 декабря, в день смерти поэта (27 декабря 1938 года он скончался от тифа в лагерном пункте Вторая речка во Владивостоке), с 17.00 до 19.00 в саду Фонтанного дома будут читать его стихи.

Ирина Владимирова